Символическая ошибка

Платон БЕСЕДИН, писатель

06.09.2018

В Сургуте первоклассникам раздали дневники с неправильным гербом России. На нем — двуглавый орел вместо державы и скипетра держит в руках серп и молот. Скандал вышел громким. Виновные пытаются оправдаться, общественность то негодует, то издевается.

С одной стороны, все предельно понятно. Герб — не просто изображение, но национальный символ, знать который обязан каждый. Более того, за флаг, за гимн, за герб люди умирают на полях сражений. И подобные ошибки, как в Сургуте, недопустимы — обсуждать тут нечего.

Однако, с другой стороны, из-за чего орлу вручили серп и молот? На первый взгляд, из-за головотяпства, конечно. При ближайшем рассмотрении можно вспомнить и чудовищные провалы в образовании у многих из тех, кто занимается сегодня «креативом»: молодые люди не отличают Ленина от Сталина, с трудом вспоминают, что Отечественная и Великая Отечественная — не одна и та же война, а Гитлер и Наполеон даже не были знакомы лично. Шутки о безграмотности постоянно распространяются по Сети, телевидение иногда задает людям на улице элементарные вопросы (скажем: «Чем известен Георгий Жуков?») и получает в качестве ответов отборную чепуху (о Жукове приходилось слышать — «знаменитый космонавт» и «популярный раньше певец»). Смешного тут мало.

Однако в сюжете с гербом есть и иной смысл: так проявляется коллективная усталость от длительного исторического размежевания, от войны, которая велась слишком долго и всех утомила. В психиатрии хорошо известен феномен «проговаривания»: если молчать о чем-то, скрытое все равно проявится — как-нибудь совершенно неожиданно. Общество живет по схожим законам, «проговаривая» одну из самых главных проблем через такие вот «ляпы».

К сожалению, это наша дурная традиция — с молодецким напором и показной легкостью отсекать прошлое. До 1917 года мы жили неправильно — теперь будет все по-новому. До 1991 года — опять неправильно, и вот все по-новому. При этом прошлое не просто пересматривается, а клеймится, вытаскиваются из него только ошибки.

На это действие находится и противодействие: пока одни клеймят, другие начинают думать: э, нет, братцы, наоборот, раньше мы как жили замечательно — и накатывает ностальгия, переходящая в тоску. Кто-то грезит офицерством и лихо закручивает усики. Кто-то фантазирует о возрождении «красного проекта». Отсюда — все эти бесконечные выдумки из альтернативной истории; когда, например, в 1917 году победили не «красные», а «белые».

Но ведь именно из-за столь избирательного подхода страна, сталкиваясь с прошлым, конфликтует в настоящем. Слишком часто взгляд в историю ссорит людей. Будь то спор о 28 панфиловцах, о памятнике Иоанну Грозному, о доске Маннергейма, о деяниях Петра Великого, о Матильде и Николае II. «Руки прочь!» — кричат одни. «Покарать!» — требуют другие. И постепенно трения становятся все жестче.

Ответом на это и является «новое прочтение герба»: пусть случайность, пусть головотяпство, но символическое, знаковое. Хватит делать вид, что разные периоды истории страны противостоят друг другу.

Да, зачастую от одного курса мы стремительно переходили к совершенно другому, прежние герои оказывались злодеями. Но это данность, от нее нельзя закрыться, отбиться разоблачениями. Так уж получилось, что во многих из нас течет кровь и «красных», и «белых». Собственно, лучшие из них и отдавали свои жизни за то, чтобы в будущем Россия была единой.

Варвары — вроде тех, кто проводит сегодня декоммунизацию на Украине, — привыкли разрушать и клеймить. Люди созидающие думают о прошлом не как о дискретном отрезке, из которого, точно мясницким ножом, легко оттяпать неудобное и неугодное, а как о цельном полотне, из которого можно и нужно сделать правильные выводы.

И для предков, и для потомков мы должны примириться с прошлым. Мы обязаны наконец воспринять, осознать и вместить в себя всю полноту отечественной истории. Понять, что и Колчак, и Ленин — в той или иной степени наши люди. История не требует эмоций, речей, нервов — она требует от нас внятных, спокойных оценок.

Проблема сегодня состоит не в том, чтобы наказать тех, кто ошибся с гербом. Это дело простое. Куда важнее увидеть, какая беда стоит за подобными «ляпами» и сколько времени нам потребуется для того, чтобы ее преодолеть.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции