Кто вы, доктор Стрэндж?

Алексей КОЛЕНСКИЙ

26.10.2016

На экранах «Доктор Стрэндж» — ​дебют величайшего мага на Земле в четырнадцатой, самой эффектной и безрассудной серии киновселенной MarveI.

Эгоцентричный нейрохирург Стивен Стрэндж искалечил в автоаварии кисти рук. Узнав о тибетских кудесниках, собирающих горемык по кусочкам, он бросает безутешную подругу (Рэйчел Макадамс) и отправляется подлечиться. Руководитель высокогорной обители госпожа Древняя (наголо обритая Тильда Суинтон) первым делом выбивает из паломника астральное тело и отправляет его покувыркаться в параллельных измерениях, а затем возвращает на место и выставляет страждущего за дверь.

Помощник настоятельницы Мордо (Чиветель Эджиофор) уговаривает босса сменить гнев на милость и зачислить медика на довольствие. Вскоре Стивен становится лучшим учеником волшебницы, овладевает магическими практиками и единоборствами, осваивает перемещение между мирами. Заглядывая в монастырскую библиотеку, он открывает древние книги и узнает из них больше, чем следовало… Заодно выясняет, что кривые руки колдуну не помеха — ​в Стрэндже пробуждается дар чародея. Это очень кстати: нью-йоркский филиал общины атакует ренегат Кецилий (Мадс Миккельсен). Доктор бросается в бой и берет верх над супостатом, но тот умудряется ускользнуть и прикончить Древнюю. Умирая, волшебница успевает поведать верному ученику о направляющем Кецилия вселенском демоне, который желает обрести власть над Землей. Возглавившему магов Стрэнджу предстоит сразиться с предателем и его господином… Фабула сводится к набору затертых шаблонов, но их убожество меркнет в свете лучших спецэффектов за всю историю IMAX.

Вообразите, что, заглянув в калейдоскоп, вы увидели нью-йоркский пейзаж. Затем труба повернулась, и небоскребы сложились, как домино, тротуар переехал на стену, фасады распахнулись веером, и откуда-то с небес посыпались волшебники. И вот уже ландшафт сливается в громадную воронку, распустившись пышным соцветием фракталов, в их «лепестках» порхают колдуны, погоняющие огненными бичами громоздящиеся и взрывающиеся вселенные…

Увы, под масками «волшебников» скрываются старые знакомые из «Бэтмена: Начало» Кристофера Нолана: Мадс Миккельсен отдувается за Лиама Нисона, а Бенедикт Камбербэтч за Кристиана Бэйла. Доктор Стрэндж так же летуч, неравнодушен к плащам, тачкам и изнанке жизни, как Человек — ​летучая мышь. При этом нейрохирург — ​куда более здоровый и интересный тип, чем праздный санитар готтэмских джунглей: он любознателен, наделен сарказмом, не одержим детскими обидами и самокопанием. И хотя этот обернувшийся хранителем человечества денди намечен схематично, тут вырисовывается Прометей, успевший ввязаться в борьбу за магический огонь, но забывший поделиться им с людьми. Камбербэтч смотрится молодцом, правда, от него мало что зависит. Авторы спешат поразить зрителя остроумными трюками и аттракционами (круговерть миров арендована у того же Нолана) и не заботятся о раскрытии образов, упуская линию девушки Стивена в исполнении Макадамс.

В целом зрелище оставляет смутное послевкусие психоделического трипа — ​как скатерть-самобранка, прикинувшаяся ковром-самолетом и сгинувшая во внезапно распахнувшемся портале. Киновселенная MarveI и впрямь расширяется, но ее пируэты уже смахивают на заскоки сдувающегося воздушного шарика. А самое обидное, на ее орбитах обнаруживается все меньше героев, способных всерьез потягаться друг с другом и безжалостной энтропией.