Новая постановка Алексея Франдетти ожидалась зрелищной и карнавальной. И что же — все правда. Только зрелище здесь печальное, а карнавал заканчивается в миноре. Впечатлиться мастерски преподнесенным материалом у зрителя получится, а вот беззаботно «оттянуться» — ни в коем случае.

Алексей Франдетти — особое имя в современном русском театре. Режиссер в своих постановках всегда умеет нащупать нерв, так что равнодушия при новости об очередной его премьере не бывает. А обсуждения этих спектаклей в соцсетях и вовсе часто сопровождаются до предела накаленной лексикой.

«Опере нищих» Джона Гея при всей ее архаичности в Петербурге повезло: пару лет назад Петр Шерешевский поставил спектакль «Опера нищего», на который до сих билет достать невозможно. Рискованный ход переноса действия в девяностые под музыку группы «Лесоповал» — здесь так легко свалиться в банальность и дурной вкус — сопровождается блистательной игрой актеров-протагонистов, да и остальной состав на высоте. 

Фото: Юлия Губина/предоставлено пресс-службой театра им. Комиссаржевской
Фото: Юлия Губина/предоставлено пресс-службой театра им. Комиссаржевской 

В новом спектакле Театра имени Комиссаржевской «Трехгрошовая история» все несколько сложнее. Во-первых, Алексей Франдетти отказывается от хронологического «оживляжа» и вместе со своими актерами остается во времени первоисточника. И это уже весьма рискованно, если говорить о восприятии премьеры публикой: зрителю предстоит проделать куда большую работу, погружаясь в давние исторические реалии, а не в то, что еще на памяти у большинства из сидящих в зале. Во-вторых, музыка — а «Трехгрошовая история» заполнена ею беспредельно. До оригинала, сочиненного Иоганном Кристофом Пепушем в 1728 году, дело, конечно, не дошло — и, тем более, до новаторского варианта Бенджамина Бриттена. Но зонги Курта Вайля тоже не подарок для актеров, здесь нужно расстараться. Забавно, что появлению «Трехгрошовой» в Петербурге предшествовали слухи о том, что в одной из партий выйдет сама Лариса Долина — я услышал эту весть в изложении нескольких сведущих персон, которые ранее не были замечены в пустопорожней болтовне. Уж не знаю, была ли это просто молва или подпольное промо, но постановка Франдетти обошлась без участия «всенародной любимицы». 

Фото: Юлия Губина/предоставлено пресс-службой театра им. Комиссаржевской

Вместо этого режиссер посчитал необходимым дополнить труппу приглашенными артистами музыкального театра. Звезды мюзиклов Иван Ожогин и Кирилл Гордеев вышли в образах главного героя Макхита (Мэкки-ножа) и его друга-предателя, начальника лондонской полиции Брауна, а Евдокия Малевская стала молодой женой Мэкки Полли. Если Ожогин и Гордеев — это заведомо козырные карты, то про Малевскую разговор отдельный. Я не считаю себя таким уж старым человеком, но эта исполнительница успела вырасти на моих глазах. Когда она вышла на сцену театра «Санктъ-Петербургъ оперы» в партии царевича Федора в «Борисе Годунове», будучи совсем юной, стало понятно, что это начало пути как минимум весьма талантливой исполнительницы. И путь оказался светлым и благополучным, включающим как успех в петербургских мюзиклах, так и появление на академических сценах — в Михайловском и Мариинском театрах, в Опера Бастий. В «Трехгрошовой» актриса оказалась после крайне удачного выступления в другом спектакле Франдетти, а-капельном мюзикле «Айсвилль», где она сыграла роль второго плана и удостоилась в 2025 году «Золотой маски». 

Фото: Юлия Губина/предоставлено пресс-службой театра им. Комиссаржевской

В нынешней премьере Евдокия Малевская предстала в исключительно высокой музыкальной форме, ее вокал я счел самым примечательным и запоминающимся. Если же говорить собственно о музыкальном тексте спектакля, то решение использовать сочинения Курта Вайля могло стать и сильным, и слабым местом спектакля. Его зонги сложны, это не что-то напевное и прелестное, отзывающееся в сердцах и ушах благодарной публики на выходе из зала. Ну разве что кроме лейтмотива постановки — мирового хита «У акулы в пасти зубы», который, действительно, может запомнить любой. Такой непростой материал был интерпретирован и воплощен исполнителями блестяще, я во время прослушивания пребывал даже в некоторой растерянности — ведь все же это спектакль драматического, а не музыкального театра, а потому было вполне позволительно настроиться на некоторые вокальные допущения и огрехи. Но нет, ответственные за музыкальную часть премьеры Александр Ануфриев и Елена Буланова и, само собой, поющие артисты оказались на высоте, как и звукорежиссер Гурген Шаумян из «Ленкома имени Марка Захарова», что вообще изумляет: косяки за звуковым пультом — вещь почти неизбежная. Но не в этот раз.

И все же: прозвучавшие перед генеральной репетицией призывы режиссера к публике не сдерживать восторги от музыкальных номеров, оказались услышаны не всеми. Были ли основания для таких восторгов? Несомненно. Можно ли было бурно и легко выражать свои эмоции? Вовсе нет. Сама ткань действия препятствовала свободному существованию зрителя. В предуведомлении к постановке нам пообещали «карнавальную структуру спектакля». Но не все карнавалы одинаково веселы и беззаботны — этот оказался страшным и циничным.

Фото: Юлия Губина/предоставлено пресс-службой театра им. Комиссаржевской

Структура, кстати, оказалась читаемой в прямом смысле: на электронное табло выводился список локаций действия, а также названия вокальных номеров. Все остальные декорации прямиком отсылали публику в живописный мир старой Англии с ее тюрьмами, притонами и трущобами. И снова про двойственность постановочных приемов «Трехгрошовой истории»: декорации и костюмы, созданные Анастасией Пугашкиной и Екатериной Гутковской, сколь живописны, столь и лаконичны по воплощению и цветовой гамме. Но вообще было бы странным слышать надрывные зонги Вайля в обрамлении пышных одеяний и расцветок. То же касается и пластического решения спектакля. В антракте и на выходе мне рассказали, что на сцене «не хватало экшена». Скажу, что вот этот самый «экшен» присутствовал в избытке. Только он решался путем создания и нагнетания внутреннего психологического напряжения, а не внешними трюками (хотя и они были) — не та, знаете ли, эстетика здесь требуется.

Фото: Юлия Губина/предоставлено пресс-службой театра им. Комиссаржевской

Огромная работа режиссера очевидна: исполнители ролей — от главных до третьестепенных — просто вымуштрованы. Я не заметил ни единого момента незапланированной суеты или, напротив, эмоционального или тактильного провисания. Помимо Полли-Малевской отмечу другую зазнобу Мэкки, Люси (Екатерина Карманова): девицы особенно хороши в сцене взаимного предательства возлюбленного, когда они просто превращаются в милых шипящих змеюк. В эпизодической роли попрошайки-неудачника Филча дивно хорош Владимир Крылов. Абсолютно естествен в своем нравственном ничтожестве папаша Пичем — Егор Бакулин. Его супруга, мамаша Пичем (Елизавета Нилова) была ярка и харизматична, но ее попадание в роль было менее очевидным. Возможно, актриса несколько пережала с комикованием. И да, роль Макхита как написана для Ивана Ожогина, царящего на сцене в щегольском белом костюме и с неизменной гитарой вплоть до самой казни, которая стала долгожданным событием для всех остальных персонажей. Финальная строчка про нож в кармане оказывается безысходно трагической и физически повисает в сгустившемся над сценой воздухе, пропитанном злорадством, предательством и отчаянием. А вы говорите — карнавал.

Фото: Юлия Губина/предоставлено пресс-службой театра им. Комиссаржевской

У спектакля хорошая вариативность составов. В главных ролях на сцену выйдут также Анна Вартаньян (мамаша Пичем), Александр Большаков (папаша Пичем), Евгений Иванов (Браун), Иван Васильев (Макхит), София Большакова (Полли).

Считаю «Трехгрошовую историю» успехом: ожидаемым для Франдетти и трудным для Театра имени Комиссаржевской — им там наверняка было нелегко решиться на такой эксперимент. Остается пожелать спектаклю — поскорей настояться, публике — настроиться на восприятие сложного повествования: если приложить усилие, то удовольствие в итоге окажется куда более полным, чем после просмотра очередной залипухи с блестками. Что пожелать самому режиссеру? Вроде бы ничего такого — разве что кроме снижения уровня негодования со стороны менее продуктивных и удачливых коллег.

Фото: Юлия Губина/предоставлено пресс-службой театра им. Комиссаржевской

Фотографии: Юлия Губина/предоставлены пресс-службой Театра им. Комиссаржевской