Тайга Кодама-Помфрет: «На спектакле Большого театра понял: балет — мое призвание и мечта»

Елена ФЕДОРЕНКО

25.11.2025

Тайга Кодама-Помфрет: «На спектакле Большого театра понял: балет — мое призвание и мечта»
Тайга Кодама-Помфрет — солист балета Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, лауреат XIV Международного конкурса артистов балета в Москве. Молодой, темпераментный британец-виртуоз откровенно ответил на вопросы «Культуры».

Талантливый юноша учился на родине, в балетной школе Бирмингема, потом стажировался в Академии Русского балета имени Агриппины Вагановой по классу Алексея Ильина, работать остался в России. Его техника поражает: он без видимых усилий выполняет сложнейшие прыжки, застывает в воздухе, а его чистые устойчивые пируэты — стремительны и подобны вихрю. И при этом он глубоко погружается в мир спектакля и создает искренние образы. В труппе театра он третий сезон, и его репертуар уже включает сольные партии в классике Мариуса Петипа, в спектаклях Владимира Бурмейстера, Юрия Григоровича, в современном репертуаре артиста сочинения Юрия Посохова, Охада Нахарина, Максима Севагина.

Тайга Кодама-Помфрет

— Как попали в мир балета?

— Все начиналось с мамы, она — балетный педагог, с детства занималась классической хореографией в Японии. У мамы — своя студия в Оксфордском университете. Это не профессиональный, а любительский коллектив для студентов, но учились танцу они серьезно. Я же все время находился с мамой и, естественно, рядом с балетом. Даже внутри него — все вокруг танцевали. В девять лет мама ввела меня в свой спектакль — каждый год она готовила новую постановку. Мне доверили место в массовке — я бегал, играл, очень старался создать правдивый актерский образ. Участвовать в спектакле оказалось делом веселым и азартным, я начал ждать новых ролей. Но мама сказала: если хочешь участвовать, то надо заниматься. И я встал к станку, уроки мне давала мама, и они не особо меня увлекли — показались скучными, однообразными, да и трудными. Но занимался я послушно, хоть и без удовольствия — очень хотел выйти на сцену в новом балете. Перелом произошел неожиданно, резко и в один момент.

— Что же случилось?


— В 2016 году Большой театр приехал на гастроли в Лондон, и меня повели на «Лебединое озеро», партию Шута танцевал Вячеслав Лопатин. Когда он крутил гранд пируэт в первом акте, меня охватил такой восторг, даже почувствовал, как мои глаза расширились от восхищения — и в этот момент понял, что балет — мое призвание, мечта, и то, что хочу стать артистом балета и работать в России. Все это после спектакля уже знал точно — мне только исполнилось 11 лет, к тому времени я занимался хореографией всего один год. Меня так увлек балет, что, когда Большой приехал в Лондон в 2019-м, я с большим интересом посмотрел все семь спектаклей за неполные две недели.

— И как сложился путь к мечте?

— Решение было принято, и занятия с мамой продолжились, но уже относился я к ним серьезно, и через два года поступил в Элмхерстскую балетную школу (Elmhurst Ballet School) в Бирмингеме, где готовят профессиональных артистов балета. Спустя еще три года отправил видео с фрагментами урока и вариаций в Академию Русского балета имени Вагановой. Меня приняли на курсы, и я приехал в Петербург, где занимался два сезона.

— Это курсы для иностранцев?

— Да, для иностранных стажеров, но все танцевальные дисциплины мы проходили вместе с русскими учениками.

Тайга Кодама-Помфрет

— Кажется, у вас непривычно-экзотическое для англичанина имя?

— Тайга — это японское имя. У меня мама японка, папа — англичанин. Двойная фамилия тоже отражает мои этнические корни: Кодама — японского происхождения, Помфрет — английская часть фамилии.

— Впервые Москва увидела вас на XIV Международном конкурсе артистов балета — и встретила благосклонно. Какие впечатления остались?

— Помню свои переживания — это же был мой первый и пока единственный конкурс. Выходить на сцену Большого театра, что мечта каждого артиста, танцевать перед жюри и зрителями, среди которых не было никого, кто бы меня знал, — добавляло страха. Не знал, что ожидать, и сильно робел. Но когда вышел на сцену, то испуг внезапно прошел — сразу начал получать удовольствие от того, что имею счастливую возможность показать себя на знаменитой сцене Большого.

— Победа стала для вас неожиданностью или вы на нее рассчитывали?

— Считаю, что всегда надо надеяться на победу: если есть цель, к которой стремишься, то больше шансов, что получится станцевать успешно. Идти на конкурс нужно с желанием побеждать.

— В июне 2023 года после гала учащихся Академии Русского балета имени Вагановой, посвященного 285-летию старейшей российской школы, в Кремлевском дворце, столичные критики назвали вас англичанином-виртуозом.

— В то время я и получил приглашение войти в труппу Музтеатра Станиславского. И подумал, что это счастливый билет: все-таки столица всегда предоставляет больше возможностей для реализации. На том выпускном концерте в Кремле мне очень запомнились теплый прием зрителей и волшебная праздничная атмосфера дворца — уже тогда захотелось приехать в Москву, если получится.

— Разницу между Петербургом и Москвой почувствовали?

— Почувствовал сразу, еще во время конкурса. Оба города — необыкновенно красивы. Но Петербург — более спокойный, компактный и гораздо тише Москвы, шумной, широкой, бурлящей. Столица — город высоких скоростей и безостановочного движения. Я влюбился в Москву с первого взгляда. И рад был приглашению из Музтеатра.

Тайга Кодама-Помфрет

— Ваш головокружительный прыжок — подарок природы или вы его как-то выработали?

— Он, конечно, от природы, но проявился не сразу — в детстве, когда я начал заниматься, его как-то никто не замечал. Смотрел записи своих первых лет учебы — там никакого особого прыжка нет и в помине.

— Быстро прижились в московском театре?

— Мне здесь очень хорошо. Почти сразу стали доверять сольные партии. Сначала было тревожно — сценических навыков еще нет, все-таки только что пришел из Академии, а рядом — опытные танцовщики. Но весь коллектив отнесся ко мне с вниманием и по-доброму, все очень помогали, охотно со мной общались и делали так, чтобы мне было комфортно. Понимали, что в труппу из петербургской Академии я пришел один, чувствовал себя сиротливо, никого не знал, но новые друзья появились быстро.

— Как удалось так хорошо выучить русский язык?

— Я же в России уже четыре года живу. Сразу, как приехал, с товарищами разговаривал только на русском. Они-то как раз хотели со мной общаться на английском, а я предпочитал, наоборот, на русском — очень хотел выучить язык.

— Кто стал вашим балетным педагогом в театре?

— Анастасия Першенкова — мой педагог-репетитор, с ней работает наш премьер Иннокентий Юлдашев. Думаю, мне повезло с наставником: Анастасия Вячеславовна репетирует кропотливо, уделяет большое внимание стопам, чистоте линий — у меня с этим есть проблемы.

«Лебединое озеро»
«Лебединое озеро»

— Вы недавно работаете в театре, но уже исполнили немало ролей. Какая любимая?

— Работаю третий сезон. Любимая — Шут в «Лебедином озере». Роль, в которой есть что поиграть и много танцев. В спектакле — дух свободы: можно усложнять технические элементы, придумывать новые нюансы в мизансценах. Мне очень дорога эта партия.

— Этот спектакль — эксклюзив театра, его «визитная карточка», «золотой фонд». Близка ли вам версия Владимира Бурмейстера?

— Такого «Лебединого озера» нет нигде — в нем столько необычного, очень много крутых, эмоциональных и нестареющих придумок. Например, в третьем акте, где появляются Одиллия и злой волшебник Ротбарт, они прибывают на бал не одни, а вместе со своей свитой, и злая сила обманывает всех людей и увлекает Принца своими прекрасными характерными танцами — Испанским, Неаполитанским, Венгерским, Мазуркой. В спектакле значительна и активна роль Шута, в начале он жизнерадостно ведет действие, всех смешит и дарит праздничное настроение — мне рассказали, что во время репетиций Бурмейстер называл первый акт «актом Шута». Балет очень интересный, и не только хореографически, но и по захватывающему содержанию, по напряженной истории, по мизансценам, в которых много движений и много персонажей со своими чувствами и эмоциями, каждый участвует в действии, и скучно не бывает ни артистам, ни зрителям.

«Лебединое озеро»
«Лебединое озеро»

— Вы превращаетесь в танцовщика-универсала — к классике добавился новый современный репертуар.

— Мне интереснее классический балет — я же всю жизнь занимался только им. В Музтеатре начал постепенно осваивать спектакли новой хореографии. Сейчас они меня увлекают и интригуют, прошло стеснение — ведь я никогда ранее не пробовал свободную пластику, да и видел актуальных балетов мало. Сейчас появляется уверенность в совсем иной пластике — с непривычной работой свободного корпуса и рук, с динамикой и экспрессией.

— Из современных спектаклей — на сайте театра указаны шесть, в которых вы заняты, — какой предпочитаете?


— Балет Максима Севагина «В темных образах» под барочную музыку Антонио Вивальди — камерный спектакль с пластикой очень разнообразной и красивой. Много над ней работали, премьера у меня состоялась в прошлом сезоне.

— О чем вы танцуете? Что хотите рассказать?

— О мужском танце и его проявлениях: уверенности, ловкости, силе. В спектакле нет конкретных персонажей, это балет о танце, его образах. Максим говорит, что это тени прошлого, признание в любви балету.

— Над чем сейчас работаете?

— В декабре у меня премьера — Лель в «Снегурочке», большая и серьезная партия. Сказку знаю — сам прочитал в нескольких вариантах. В этом спектакле последние два сезона танцевал скоморохов — у них более простая задача, а Лель участвует в самом развитии сюжета, потому и увлекателен.

«Снегурочка»
«Снегурочка»

— Какие роли вам интересны?

— Меня все партии захватывают, во всех есть история, которую интересно рассказать языком танца. В каждом балете — свой стиль, свой сюжет.

— Где вы живете в Москве?


— В театральной квартире, достаточно близко к центру, удобное сообщение — на метро всего три остановки. В Москве я уже освоился.

— На родину не тянет? Домой часто выбираетесь?

— Пока нет, не тянет, мне здесь очень хорошо — и с искусством, и с бытом. Скучать некогда, и желания прерывать процесс работы тоже нет. И как приятно приехать домой после долгой разлуки в отпуск — получаю огромное удовольствие! Последние два года ездил домой только летом. А в этот сезон повезло — после «Щелкунчиков» будет небольшой зимний отпуск, и я смогу навестить семью: родителей, дедушку и младшего брата, ему скоро исполнится 17 лет.

— Он занимается балетом? Приезжал к вам в Россию? Где живет ваша семья?

— Балетом брат не увлекся, предпочел спорт. Ко мне в Россию приезжала только мама — на выпускные концерты и на «Щелкунчик», где я танцевал Мавра, Китайский и Русский танцы. Семья наша живет в городе Оксфорд, недалеко от университета.

— В 2023 году балетная труппа Музтеатра Станиславского пополнилась тремя иностранцами, вы — в том числе. Как сложились ваши отношения?

— Отношения у нас добрые, товарищеские. С Марчелло Пелиццони мы сидим в одной раздевалке (гримерке) и разговариваем по-английски, когда бываем одни. С Аои Танака общаемся на русском языке.

Тайга Кодама-Помфрет

— Как проводите свободное время?

— Его очень мало — в театре мы целыми днями, шесть дней в неделю. Репетируем, танцуем — только что прошел блок балета «Эсмеральда», танцевал Шута и Королей — четыре спектакля за три дня. В выходной стараюсь восстановиться, чтобы быть готовым к работе в полную силу на следующей неделе — выспаться, иногда хожу на массаж. Очень люблю читать — сейчас начал «Анну Каренину» — в конце сезона состоится премьера по этому роману в постановке Максима Севагина, уже начались постановочные репетиции. Люблю смотреть историческое сериалы на английском языке — это такая ностальгия, чтобы вспомнить историю своей страны. Люблю готовить блюда японской и английской кухни. Английская еда проще: мясо с овощами в томатном соусе, можно есть и с рисом, и с пастой. Готовлю как минимум пять-шесть порций — на всю рабочую неделю: раскладываю по коробочкам — и в морозильник.

— Есть в театре закадычный друг?

— Хороший мой друг Артур Мкртчян. Он мне очень помогает, советы дает. Мы много разговариваем и о жизни, и о балете. А вообще со всеми в приятельских отношениях — у нас в театре уютно и хорошо, можно со всеми спокойно общаться.

— О чем мечтаете?

— О новых ролях, хочу больше танцевать, мечтаю о долгой творческой карьере.

Фотографии предоставлены Тайгой Кодама-Помфретом