«Кто как Бог?»: 21 ноября празднуется Собор Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Валерий ШАМБАРОВ

21.11.2021

«Кто как Бог?»: 21 ноября празднуется Собор Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Вдова Дмитрия Донского Евдокия после его смерти проводила время в постах и молитвах, щедро жертвовала Церкви, помогала, чем могла, бедным. В 1407 году ей явился светлый ангел, который известил: «Земной путь твой кончается, скоро воссоединишься с мужем». Княгине показали несколько икон, и она узнала того, кто предрек ей ближайшее будущее. Это был архангел Михаил, предводитель Небесного воинства, пополняемого время от времени борющимися за веру Христову подвижниками, такими, как Дмитрий Донской и его соратники...
21 ноября наша Церковь ежегодно отмечает Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Само имя архангела содержит в себе указание на первую битву добра со злом. Когда Господь сотворил сонмы ангелов, во главе их стоял Денница, Люцифер, самый сильный и мудрый. Возгордившись, тот восстал против Творца, увлекая за собой часть бесплотных духов. Однако самый решительный и верный из слуг Господа воззвал: «Кто как Бог?» (по-еврейски звучит — «Михаил»). Он повел ангелов в сражение и низверг в преисподнюю денницу-сатану с его обратившимися в бесов полчищами.

Михаила упоминает один из кумранских свитков «Война сынов света против сынов тьмы». Православные люди именуют его «архистратигом» — главнокомандующим. Святитель Макарий Московский на сей счет писал: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Архистратига Михаила против силы дьявола».

В Ветхом Завете ангелы редко называются по именам, но церковное предание говорит: Господь после изгнания Адама и Евы поставил охранять врата рая Михаила с огненным мечом. Архангел являлся покровителем народа Израиля, выводил его из Египта в огненном столпе, потопил армию фараона. Стоял с обнаженным мечом на пути волхва Валаама, не позволяя выполнить заказ царя Валака проклясть богоизбранный народ. Явился Иисусу Навину перед взятием Иерихона, назвав себя «вождем воинства Господня». При осаде Иерусалима царем Ассирии Сеннахиримом в одну ночь уничтожил его армию. Как видим, архангел Михаил выступает как грозный воитель Господа, сокрушая Его врагов, а также как заступник верных слуг Божиих.

В Вавилоне он спас трех отроков в раскаленной печи и брошенного в ров со львами пророка Даниила. (Это происходило уже в переломный момент человеческой истории, от падения Вавилонского царства начинается подспудный переход к рождению нового Царства, Мессианского.)

Когда Своей смертью на Кресте и последующим Воскресением Спаситель заново открыл людям врата рая, очень важную роль стала играть еще одна прерогатива Михаила. Согласно апокрифическому «Евангелию от Никодима», Христос, сойдя в ад, поручил ему, своему верному слуге, отвести в Царство Небесное души томившихся в преисподней праведников. Упоминания об этой миссии встречаются и в других источниках. В Соборном послании апостола Иуды архангел спорит о Моисее с дьяволом, желавшим удержать пророка за убийство египтянина. В апокрифическом «Откровении Павла» омывает души покаявшихся грешников, впуская их в Небесный Иерусалим. Михаил стал покровителем усопших, но продолжил помогать и живым, только теперь защищал не ветхозаветный, а новый народ Израилев — христиан (к примеру, освободил арестованного апостола Петра).

В первые века христианства общины и проповедники были слабо связаны друг с другом, в их учениях возникали искажения, в том числе касающиеся поклонения ангелам как неким самостоятельным божествам. Поместный Собор в Лаодикии около 360 года осудил такую практику как еретическую, но при этом установил почитание слуг Божиих, учредив для них особый праздник — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, отмечаемый поныне 8 ноября.

Ноябрь, в то время девятый месяц года, как бы указывал на девять ангельских чинов: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы и ангелы. Восьмое число месяца символизировало грядущий Собор небесных сил на Страшном Суде, который святые отцы называли «днем восьмым». Праздник относится ко всей огромной иерархии Божиих посланников, однако Михаил выделен как главный чиноначальник, победитель сатаны.

Архистратига чтили во всех христианских странах (и даже в исламе), ведь он покровительствует воинам, сражающимся за справедливость, а браться за оружие в древние времена приходилось часто. К архангелу обращались и как к заступнику в беде, и как к целителю, который побеждает вызывающих болезнь злых духов. Предания донесли до нас его многочисленные чудеса и явления людям. Самое известное произошло в Малой Азии у города Колоссы, где язычники принялись рушить храм Архангела Михаила, прокопали и направили на него русло горного потока. По молитве пономаря Архиппа явился сам архистратиг, ударил жезлом по скалам, и возник пролом, куда устремилась вода (Колоссы получили тогда другое название — Хоны, расселина). В честь этого чуда установлен отдельный праздник 6 (19) сентября.

В 590 году архангел избавил Рим от свирепствовавшей там чумы, в 630-м спас осажденный лангобардами город Сипонт (в память об этом у католиков 8 мая отмечается праздник). По болгарскому сказанию, он обучил Флора и Лавра (впоследствии святых мучеников) управлять лошадьми. По французскому — всячески помогал Жанне д’Арк, поручил ей короновать короля в Реймсе. Известны греческий и коптский сюжеты, повествующие о спасенных Михаилом юношах, которых хотели убить злодеи.

На Руси он стал одним из самых почитаемых святых сразу после крещения страны. Волоколамский патерик рассказывает, как в 1239-м полчища Батыя, опустошив Рязанскую и Владимирскую земли, двинулись на Новгород. Весь город вместе с юным князем Александром (будущим Невским) готовился к отчаянной битве и горячо молился о заступничестве. Господь и Пресвятая Богородица услышали их зов. Батыю явился грозный ангел, запретивший идти дальше, и захватчик повернул, не дойдя до цели всего сотню верст. Позже, в Киеве, хан увидел фреску с изображением Михаила и узнал его: «Сей ми возбрани пойти на Великий Новгород».

Первый деревянный собор Архангела Михаила в Москве был построен, по-видимому, в 1247–1248 годах братом Александра Невского князем Михаилом Хоробритом. Для него архистратиг являлся и персональным небесным покровителем. В 1330-е Иван Калита возвел в Кремле белокаменный Архангельский собор и сам был похоронен под его сводами. Поскольку Михаил опекает души умерших христиан, храм изначально замышлялся как усыпальница московских князей.

В 1357-м хан Джанибек вызвал к себе наставника князя Дмитрия (будущего Донского) митрополита Алексия (в письме к русским иноземец писал: «Мы знаем, что Небо ни в чем не отказывает молитве вашего главного попа») и требовал вылечить свою мать Тайдулу, которую уже три года мучили злые духи. Женщину корчило, ломало, она перестала видеть. Отчитывая ее, Алексий, вероятно, молился архангелу Михаилу. В награду за исцеление митрополиту дали участок в Кремле, где располагался двор ордынского баскака. Архиерей устроил там Чудов монастырь — во имя Чуда Архистратига Михаила в Хонех (Колоссах).

После того, как он явился вдове Дмитрия Донского, она удалилась в основанный ею Воскресенский монастырь и прославилась в монашестве как преподобная Ефросиния Московская. О том, как почитали архангела в нашей стране, красноречиво свидетельствуют построенные в его честь храмы — когда-то они имелись почти в каждом городе. До нас дошли великолепные иконы с его ликом, в том числе написанные боговдохновенным мастером, преподобным Андреем (Рублевым). Архангельский собор в Кремле Иван III перестроил в 1505–1508 годах, буквально перед своей смертью возвел новую государеву усыпальницу.

Его внук Иван Грозный считал архистратига Михаила своим сугубым покровителем, обращался к нему перед началом важных дел и военных походов. После взятия Казани по указанию русского самодержца была написана и помещена в Успенском соборе (возле царского места) большая икона «Благословенно воинство Небесного Царя»: из горящего града обреченного в Град Вечный движется русское воинство; вместе с живыми идут святые заступники Владимир Мономах, Дмитрий Донской, Александр Невский, Владимир Креститель, Борис и Глеб, Георгий Победоносец, Федор Стратилат и другие; впереди всех — архангел Михаил на крылатом огненном коне, за ним скачет молодой воин со стягом (очевидно, сам царь), а встречают их Пресвятая Богородица и Младенец Христос, раздающий мученические венцы павшим.

Близкая по композиции икона с изображением восседающего на крылатом коне архистратига Михаила, ведущего за собой воинов, была помещена на Великом стяге Ивана Грозного, его боевом и государственном знамени. Для молитвенных обращений к Михаилу царь под псевдонимом Парфения Уродивого написал «Канон Ангелу Грозному воеводе»: «Небесных сил избранного воеводу, от Бога посланнаго мудраго оружника и грозного победителя вражьим силам, святаго ангела поюще хвалим. Смертию нас назирает, и от суеты мира избавляет, и на суд праведни ко Христу представляет, и от вечных мук избавляет».

Иван IV составил и отдельную молитву «к Господу нашему Иисусу Христу, ко святому Архангелу Михаилу», которая до сих пор ходит в списках среди верующих.

В устье Северной Двины еще с XII века существовал Михаило-Архангельский монастырь. По указанию Грозного царя здесь была построена крепость, возник город Архангельск, центр Русского Севера. На знамени сокрушившего Сибирское ханство Ермака был изображен архистратиг Михаил с мечом и в доспехах, а перед ним — преклонивший колени Иисус Навин.

Нижний Новгород был основан святым благоверным князем Юрием Всеволодовичем в 1221-м в ходе упорных войн с Волжской Булгарией, и городской собор он тоже построил в честь архангела Михаила. В 1612 году из Нижнего выступила спасать Москву и Россию земская рать Минина и Пожарского, на знамени русских воинов была та же икона, что и у Ермака. На войну с Наполеоном в 1812-м Нижегородское ополчение отправилось под освященной копией этого же стяга.

В 1857 году Александр II утвердил Большой государственный герб Российской империи, на котором были изображены архистратиг Михаил (с огненным мечом) и архангел Гавриил, удерживающие центральный щит с двуглавым орлом. В 1905-м, когда нашу страну охватила революционная буря, спасать ее поднялись патриоты, создавшие Союз русского народа. Покровителем себе они выбрали архистратига Михаила, организационное собрание провели в его праздник 8 ноября. Отколовшийся от этой организации Союз Михаила Архангела только дискредитировал движение, равно как и символику, связанную с покровительством высших сил.

К самому предводителю Небесного воинства политическая грязь и интриги, разумеется, не имеют никакого, даже косвенного отношения. По своей природе он абсолютно чист, и ему, соответственно, молятся для очищения от всего лишнего, мешающего. Старец Иоанн (Крестьянкин) однажды записал в келейной книжице: «Святый Архистратиже Божий Михаиле, буди победитель всем страстям моим».

Его почти безграничное могущество (как это бывает порой и у людей по-настоящему сильных) сочетается с величайшим милосердием. Поэтому у верующих принято на оба праздника архангела Михаила, сентябрьский и ноябрьский, читать ему особую молитву — на тот случай, если родные могут оказаться в преисподней, молящиеся просят вывести оттуда несчастных «своим благословенным крылом».

Миссия архангела Михаила в мировой истории еще не завершилась. Из Откровения Иоанна Богослова и пророчеств Даниила следует: в последние времена во главе Небесного воинства он снова выйдет на битву с дьявольскими силами, чтобы сокрушить их, станет спасать верных христиан в грядущих гонениях. Вместе с архангелом Гавриилом они вострубят, потрясая землю и пробуждая мертвых, призывая тех на Страшный Суд. И это будет тот самый «восьмой день», когда соберутся все ангельские силы.

Михаилу там уготовано центральное место, на иконах Страшного Суда его всегда изображают с весами, как соизмеряющего добрые дела и грехи, но судья он не черствый, не бездушный, а милосердный — молит Господа о прощении согрешивших.

Подобное право заслужил своей верой и любовью к Всевышнему — когда с криком «Кто как Бог?» первым, без малейших колебаний, ринулся на страшнейшего и сильнейшего врага всех времен. Потому и взывают к нему русские люди: «Святый Ангеле, грозный воевода, моли Бога о нас!».

Материал опубликован в октябрьском номере журнала Никиты Михалкова «Свой».