Петр Шепотинник: «Делаю ставку на кино без красителей и консервантов»

Феликс ГРОЗДАНОВ

19.06.2013

От программы «8 ½ фильмов» традиционно ждут сюрпризов. Секретами ее популярности с «Культурой» поделился куратор — режиссер, кинокритик, телеведущий, директор по связям с общественностью ММКФ Петр Шепотинник.

культура: В этом году исполняется полвека, как Гран-при Московского фестиваля был удостоен шедевр авторского кино — «8 ½» Федерико Феллини. Какие картины Вы представляете в одноименной программе ММКФ?

Шепотинник: Действительно, внеконкурсные показы названы «8 ½» по ассоциации с нашумевшим откровением 1963 года. Единственным принципом отбора фильмов является их художественная уникальность. Это работы режиссеров, кинематограф для которых — чуть больше, чем профессия, они никому не подражают, их искусство стоит в стороне от мейнстрима и шоу-бизнеса. Я делаю ставку на чистое кино без красителей и консервантов. «8 ½» дает зрителям возможность отследить тенденции развития мирового кинематографа.

культура: В чем особенность программы этого года?

Шепотинник: Раньше мы демонстрировали много громких, ярких картин, рассчитанных на большие залы. Сейчас такие ленты тоже будут, например, хиты недавнего Каннского кинофестиваля — «Прикосновение греха» Цзя Чжанкэ и «Эли» Амата Эскаланте. Одновременно делаю акцент на экспериментальное, радикальное кино. В течение года по всему миру мы отсмотрели более 800 лент и отобрали девять наиболее далеких от расхожих представлений о том, что должно происходить на экране. Хочу обратить внимание на новую картину Киры Муратовой, продолжающей поражать необузданным темпераментом и фантазией. Ее «Вечное возвращение» — это феерический кастинг, актеры на протяжении полутора часов повторяют одну и ту же фразу — в разных вариациях, интонациях, настроениях. Рената Литвинова, Олег Табаков, Алла Демидова и Георгий Делиев радуются эксперименту, купаются в нем.

культура: Почему в программу не попала обладательница «Золотой пальмовой ветви», скандальная драма «Жизнь Адель. Главы 1 и 2»?

Шепотинник: Режиссер Абделатиф Кешиш решил перемонтировать фильм. Говоря откровенно, в Канне мы видели не готовую картину — в ней даже титров не было. Я очень хотел показать «Жизнь Адель», но продюсеры отказали всем летним фестивалям. Это хорошее, глубокое кино. Осенью фильм выйдет в российский прокат.

культура: Какой реакции Вы ждете от публики?

Шепотинник: Ко мне приходит подготовленный, профессиональный зритель, которого трудно чем-то шокировать. В разные годы мы демонстрировали трудные, необычные ленты и готовы к любой реакции зала. Главная особенность Московского кинофестиваля — в широте его обзора. Тут можно увидеть и американские боевики, и сугубо «лабораторные» картины.

культура: Вы имеете в виду альманах «3х3D»?

Шепотинник: Прежде всего. В последнее время все увлеклись стереоизображением. Но в коммерческом кино «3D» эксплуатируется инструментально, технологически, не как дополнительное средство художественного самовыражения. Великие экспериментаторы Годар и Гринуэй раскроют вам мощный потенциал объемного киноизображения.