10.05.2018
9 мая в России празднует каждая семья, и в этом году День Победы прошел так, как должно. Состоялся грандиозный военный парад на Красной площади с участием 13 тысяч военнослужащих. 159 единиц боевой техники, среди которых — впервые показанные машины «Терминатор», ударные беспилотники «Корсар» и «Катран», роботизированные комплексы огневой поддержки «Уран». Затем — более чем впечатляющий пролет авиации: публика увидела российские истребители пятого поколения Су-57 и модернизированные истребители-перехватчики МиГ-31К, оснащенные гиперзвуковыми ракетными комплексами «Кинжал».
И, наконец, миллионы людей в России и за ее пределами прошли в шествии «Бессмертного полка». Стоит сказать отдельные слова благодарности тем, кто сделал это в странах, где пытаются извратить память о Великой Отечественной, — например, на Украине. Символическое значение акции переоценить трудно: всякий, кто поднимал над головой портрет героя, внес свою лепту в защиту исторической правды. Бывшие наши соотечественники и их дети, уже не помнящие СССР, вышли на улицы не только в Киеве, но и в Одессе, Полтаве, Днепре, Кременчуге.
Но вернемся в Москву, где уже после парада и шествия случился инцидент, замеченный всеми без исключения СМИ. Когда Владимир Путин шел с Красной площади на церемонию возложения венков к Могиле Неизвестного Солдата, находившийся ранее с ним на трибуне ветеран — 94-летний генерал-майор в отставке Дмитрий Петрович Сыркашев, попытался подойти к президенту, но был бесцеремонно отодвинут охраной. Глава государства заметил происходящее, сам подошел к ветерану, пожал ему руку и пригласил дальше идти вместе. Впрочем, некоторые медиа дают иную трактовку: один из многочисленных операторов мог случайно задеть Сыркашева, и охрана попыталась нечаянное столкновение предотвратить. Это не отменяет слов самого генерал-майора о происходившем: «Меня чуть не затоптали. А президент спас». Дмитрий Петрович локтями бы не растолкал никого. «Я, преодолевая боль в ногах раненых, чтобы не подвести, не показаться президенту дохлым каким-то», — сказал Сыркашев в интервью.
Эпизод короткий, но какой значимый. Уверен, что инцидент — следствие не злого умысла, а автоматизма и суеты, а также — недостаточного внимания к тем, без кого праздник был бы невозможен. В суматохе затолкали ветерана. Почему это стоит такого пристального разбора?
Дело в том, что есть вещи, которые — пусть они и не оговорены специальными законами — в соответствии с нашим культурным кодом воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Аксиомы, не требующие доказательств, правила, обязательные для выполнения всеми.
Степень уважения, на которую имеет право претендовать человек, определяется не служебным положением и не количеством денег, а мерой вклада в общенародное дело. Ведь справедливость по-русски — это отнюдь не «всем поровну», а «каждому — по заслугам». Отсюда и еще одна аксиома, которая гласит, что поступать по совести — важнее, чем демонстрировать свой статус или быть успешным. Отметим: ветераны не выпячивают подвиги (а ведь есть о чем говорить), ничего не требуют, не считают 9 Мая исключительно собственным праздником. Они просто и честно живут, храня память о войне, и раз в год надевают ордена и медали, поминают павших товарищей, с гордостью смотрят на проходящую по брусчатке Красной площади технику.
Так ведут себя главные люди, которые никому ничего не доказывают. Они заслужили особенное отношение, и оно обязательно — без вариантов, без разговоров. И до тех пор, пока, встретив в дверях ветерана Великой Отечественной, любой человек, кем бы он ни был, какой бы пост ни занимал, не будет молча отступать в сторону, давая дорогу, — это будет означать, что общество наше нуждается в исправлении одного важного недуга. Его название — отсутствие нравственности, совести, не только в быту, но и в экономике, политике, культуре, среди элит...
Пошлейшие рассуждения о том, что «все было срежиссировано», появившиеся в Сети почти сразу, — свидетельство того же недуга: подозревать во всем «постановку» могут лишь те, кто от души ни разу ничего не сделал, ограничиваясь поиском заговоров.
Описанная болезнь — пожалуй, одна из главных проблем, которые надлежит в первую очередь преодолеть России. А там и с остальными вызовами справимся.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции