15.09.2017
Нынешний, 2017-й в России — Год экологии, поэтому неудивительно, что значительное число громких новостей так или иначе связано с этой темой.
В марте президент Владимир Путин, премьер-министр Дмитрий Медведев и министр обороны Сергей Шойгу одновременно посетили остров Александры Земли Франца-Иосифа, где проинспектировали результаты масштабной уборки российской Арктики. В июне президент потребовал оперативно закрыть крупнейшую в Подмосковье свалку. Распоряжение исполняется: начата рекультивация территории.
Не так давно появилась информация о том, что существующий транспортный налог может быть заменен экологическим сбором, учитывающим объем выбросов углекислого газа. Не все параметры этой инициативы выглядят справедливыми — например, непонятно, зачем отменять региональный коэффициент? Все-таки экологические требования к автомобилю в Москве и других густонаселенных городах должны быть более суровыми, нежели в регионах или на Севере, где мощный двигатель — не роскошь, а насущная необходимость.
Но в том, что экологический сбор важен и нужен, нет ни малейших сомнений.
Двигатели внутреннего сгорания производят от 40 до 80 процентов выбросов вредных веществ в атмосферу. Поэтому попытки апеллировать к «простой человеческой жалости» (да, недорогие автомобили менее экологичны, а сбор ударит по социально незащищенным слоям населения) — это как минимум безответственность, а как максимум — пренебрежение интересами большинства, которое заинтересовано в том, чтобы мы сами и наши дети дышали чистым воздухом.
Помимо введения экологического сбора и ужесточения требований к топливу, следует активнее насыщать города электромобилями. Отметим, что новое поколение машин — не панацея, потому что производство их аккумуляторов достаточно «грязное». Но построить завод вдали от населенных пунктов и оборудовать его современными средствами очистки не так уж сложно.
Потому такие неоднократно заявленные, но почему-то до сих пор не реализованные меры, как нулевая ставка транспортного налога на электро- и гибридные автомобили, бесплатные парковки, а также, возможно, прямое субсидирование экологичного автотранспорта, не должны снова и снова пропадать в бумагообороте. Помимо запретов и стимулов, не следует забывать о пропаганде. Почему-то многие люди, в целом не одобряющие политику Америки, регулярно напоминают, что Дональд Трамп отказался от подписи его страны под Парижским соглашением по климату, — значит, и нам негоже его соблюдать. Эта линия атаки на экологические инициативы довольно распространена.
США ведут политику, которую можно выразить формулой «после нас — хоть потоп», создают себе (и, что самое неприятное, другим) серьезные проблемы, которые потом с напряжением всех сил пытаются преодолеть.
Чистота окружающей среды, возможность свободно дышать, купаться, пить небутилированную воду — все это будет стоить дороже и дороже по мере развития человеческой цивилизации. Да, можно собраться и провести спецоперацию по зачистке территории от мусора — как это уже сделано в Арктике и делается в Подмосковье. Но дешевле, эффективнее, а главное — ответственнее по отношению и к ныне живущим, и к будущим поколениям — начинать себя нормально вести уже сейчас и относиться к природе с должным вниманием.
Следует отметить, что многие уже это поняли: не так давно в соцсетях активно распространялась фотография стоящего на газоне грузовичка. За неправильную парковку его хозяина как юридическое лицо оштрафовали на 300 тысяч, и он патетически восклицал: согласен с тем, что не прав, но такой огромный штраф — это прямо ужас и разорение.
На большинство комментаторов эти попытки давить на жалость не подействовали. Слишком устали жители российских городов от вот таких «паркуюсь где хочу» и готовы одобрить любые меры для того, чтобы наказать нарушителей. Раньше подобную ситуацию трудно было себе представить, как невозможно было вообразить, что бесстрастные камеры станут фиксировать превышение скорости, и от дорожной полиции нельзя станет просто откупиться.
Сейчас многим хотелось бы отсрочить прогресс, но как когда-то двигатель внутреннего сгорания пришел на смену лошади, так и сам он уйдет в историю. Люди хотят двигаться еще быстрее, но при этом не жертвовать собственным здоровьем. И если экологический сбор способен поторопить уход бензиновых автомобилей, то его можно только приветствовать.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции