А вы — Онищенко, Онищенко…

Вадим БОНДАРЬ, публицист

29.10.2013

Свой пост покинул один из наиболее харизматичных российских чиновников — глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Академик РАМН, член ее президиума, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач России, чернобыльский ликвидатор, а в молодости — тяжелоатлет. Умный, интересный и обаятельный человек. Пожалуй, единственный чиновник, который искренне боролся за наше здоровье, пытался убедить россиян и весь мир в том, что мы не помоечники. Возможно, иногда делал это чересчур рьяно и прямолинейно, за что нажил себе недоброжелателей (чего стоит хотя бы то, каким образом было объявлено о его увольнении) и стал героем анекдотов. 

Кстати, об анекдотах. Вот, что называется, в тему. Приехал как-то Горбачев на завод, выступает перед трудовым коллективом, а в последнем ряду два мужика смеются не переставая. Михаил Сергеевич отговорил, уехал, рабочие потянулись к станкам. К веселым мужикам подходят два товарища в одинаковых строгих костюмах и говорят: «Пройдемте». Один мужик сурово поворачивается к другому: «Я же тебе говорил, что Горбачев, а ты — Жванецкий, Жванецкий...» Так вот, сейчас таких «Жванецких», как бы это помягче сказать, слишком много — только и смотри под ноги. А вы — Онищенко, Онищенко...

За прошедшие четверть века мы высмеяли все, что смогли. Свою историю, государственных и политических деятелей, полководцев, героев войны и труда — от Матросова до Стаханова, праздники, технику и т.д. и т.п. А ведь то, что стало предметом осмеяния, уже не вызывает желания быть его частью, тем более — продолжением. В итоге, потеряв голову от веселья, мы кидаемся друг на друга с бейсбольными битами. 

Что касается политики и международных отношений, в которые якобы безосновательно и избыточно вторгался Геннадий Григорьевич, то давайте лучше посмотрим, как ведут себя наши «партнеры». Именно они, а не Россия и не Онищенко инициировали и, очевидно, будут продолжать инициировать политическую подоплеку всякий раз, как только у нас возникает сомнение в качестве той или иной продукции. Характерный пример — история с мясом, содержащим стимулятор роста рактопамин, запрещенный в 160 государствах, включая страны Евросоюза. О том, что и Россия присоединится к запрету, в декабре минувшего года мы предупредили четыре страны, поставляющие нам подобное мясо: Бразилию, Мексику, Канаду и США. 

Три страны признали за Россией право не есть гадость — кроме США. Шумиха поднялась невообразимая, мол, как посмели! Ранее, после запрета на ввоз польского мяса тогдашний министр юстиции этой страны Збигнев Зиобро предположил, что Россия-де могла сфальсифицировать документы, сопровождающие прибывшую продукцию. Вопросы о качестве тут же уступили место политэкономическому шантажу и бездоказательным обвинениям. Похожим образом пошел процесс и в позапрошлом году, когда Россия ввела запрет на ввоз овощей из Европы. Евросоюз потребовал срочной его отмены, а тот факт, что в Старом Свете к тому моменту уже погибло около 50 человек, представителей «прогрессивного человечества» особенно не волновал. Подобных примеров масса. А вы опять — Онищенко, Онищенко.

Главного санврача часто обвиняли и в непростых отношениях с нашими ближайшими соседями, называли его ведомство «товарным вентилем», проводя неуместные аналогии с «Газпромом». Однако здесь история совсем другого рода. После распада СССР и появления в новоявленных государствах собственной бизнес-элиты, у последней сложилось впечатление, что российский пипл схавает все, что они поставят. Он ведь, пипл этот, еще помнит качественные грузинские и молдавские вина и коньяки, прибалтийское молоко и сметану, украинские сладости. Однако номер не прошел. «Бодяга», как ее в одном из интервью назвал сам Онищенко, не прокатила. А поскольку местные элиты, чьи интересы таким образом ущемил Геннадий Григорьевич, и власти новоявленных государств — это практически одно и то же, истерика сразу приобрела политический характер. «Имперские амбиции», «политический диктат», «выкручивание рук» — в общем, стандартный набор. Правда, после первой, продолжительной и бурной реакции в Грузии и Молдавии на качество своей продукции внимание все-таки обратили. Хоть и «через губу», но правоту Онищенко и его ведомства признали. Товарообмен постепенно восстанавливается. И что же — молдавские виноделы пока только на пути к прогрессу, а вот грузинские вина «послезапретного» завоза явно этого прогресса уже достигли — покупательский рубль тому свидетель. Кстати, в Грузии даже поблагодарили Онищенко за своеобразное, но эффективное содействие качеству. 

С чем еще боролся наш главный санитарный врач? С последствиями разрушительного воздействия «ветра свободы», в том числе и продуктового, который сдул старые советские технологии вместе с жесткими ГОСТами, порой намного более жесткими, чем разные евростандарты. С наркоманией и прочими пороками. Разве плохо? Каждодневную тихую работу Роспотребнадзора по пресечению зарабатывания на нашем здоровье, юридической неграмотности, доверчивости, легкомыслия и вредных привычек сегодня почему-то стараются не вспоминать. А ведь во многом благодаря этой работе мы все еще живы и в массе своей относительно здоровы. 

Кстати, о здоровье. С горечью приходится признать: реформа здравоохранения, потребовавшая значительных бюджетных вливаний, сделала наше здоровье более уязвимым, а медпомощь стала менее доступной и менее удобной. Тут вспоминается история, как Геннадий Григорьевич, было дело, пообещал лично съесть «подозрительную» курицу перед телекамерами, чтобы население не паниковало понапрасну. Так вот, трудно представить, чтобы с такой же готовностью руководство Минздрава само бы, например, будучи на сносях, прокатилось из поселка, где закрыли родильное отделение, за сотню километров в райцентровский роддом. Если бы начальники чаще испытывали свои инициативы на себе же, может, и реформы проводились бы по-другому. Похоже, самое время позвать: Онищенко, Онищенко! Тем более, что образование у него — профильное...