Денис БОЧАРОВ
01.09.2025
В начале октября на сцене «Театриума на Серпуховке» в постановке Современного театра мюзикла состоится мировая премьера рок-мюзикла «Гладиатор». «Культура» побеседовала с авторами музыки — актерами, музыкантами и композиторами Анной и Константином Скрипалевыми.
— Расскажите о предыстории проекта?
Анна Скрипалева: Нашему продюсеру Альберту Могинову, с которым мы ранее сотрудничали в рамках проекта «Дракула», пришла мысль создать мюзикл «Гладиатор». Идея нас заинтриговала, и мы начали ее постепенно разрабатывать — на это ушло примерно полтора года.
Музыкальный стиль был выбран сразу: нам показалось логичным, поскольку речь идет о гладиаторах, сделать упор на рок. Вопрос был лишь в том, насколько сильно рок-эстетика должна быть выражена. В итоге решили, что это будет рок-мюзикл, в целом довольно легкий по звучанию, но «утяжеленный» электроинструментами. Дальше пошла кропотливая работа по созданию арий, дуэтов, ансамблей. Перед нами стояла задача гармонично увязать драматургию с музыкой — для этого мы специально изучали историю, и то, что нам представлялось наиболее характерным для гладиаторов, постарались отразить в музыке и либретто.
Когда музыка была уже практически сочинена, мы встретились с нашим другом, профессионалом высочайшего уровня, Петром Елфимовым, который не только сделал прекрасные динамичные аранжировки, но и дописал к уже имеющемуся материалу несколько музыкальных номеров. Также в создании музыки принял участие талантливый вокалист и композитор Вадим Лановой, создавший для нашего проекта ряд атмосферных и удачно вписывающихся в палитру общего звучания произведений.
Над спектаклем трудилась потрясающая постановочная команда, в частности, Ирина Корнеева — не просто хореограф, а превосходный режиссер по пластике. Она покорила наши сердца с первой же встречи, ей удалось создать особую пластическую партитуру, где каждый жест, каждое движение персонажей наполнены глубоким смыслом и эмоциональной силой. С ее легкой руки танцы воспринимаются не как упорядоченные движения под музыку, а скорее как филигранные истории, каждая из которых наполнена своей внутренней драматургией. Некоторые из поставленных Ириной номеров могут существовать и как самостоятельные произведения.
Задействованные в спектакле артисты тоже являются большими профессионалами, вкладывающими в постановку сердце и душу. В целом, «Гладиатор» — это продукт слаженной командной работы, поэтому у нас есть все основания надеяться, что премьера, которую мы все ждем с нетерпением, пройдет успешно.
— Были ли какие-то образцы, на которые вы ориентировались? На что стилистически «Гладиатор» похож — на рок-оперу в духе «Иисус Христос — суперзвезда» или на бродвейские «Чикаго», «Кошки», «Призрак оперы» и так далее?
Константин Скрипалев: У меня, как у человека, выросшего на рок-музыке, в голове прежде всего рождались темы, выдержанные преимущественно в этом ключе — особенно это касалось боевых сцен, где звучит ритмичная, драйвовая музыка. Аня видит музыку несколько иначе, она больше воспитана на джазе и неоклассике.
В результате соединения тем, написанных мною и Анной, помноженных на произведения, которые предложили Вадим и Петр, получилось произведение, которое непросто отнести к какому-то конкретному музыкальному жанру. Мы сознательно не стали загонять себя в определенные стилевые рамки — просто писали так, как чувствовали. Каждый из композиторов привнес что-то свое, и в итоге получился своеобразный музыкальный коктейль из хард-рока, неоклассики, прогрессива в блистательных аранжировках Петра Елфимова.
— Ваша музыка словно погружает нас в античную эпоху...
Анна Скрипалева: Мы действительно вплетали в нашу музыку звучание того времени, каким мы его себе представляем. Например, у нас есть номер, который называется «Праздник», где присутствуют некоторые стилистические отголоски сиртаки. В сцене «Пустыня. Базар» мы взяли за основу произведение «Караван», звучащее в арт-фолк-роковой аранжировке. Пусть композиция Дюка Эллингтона напрямую с гладиаторской тематикой вроде бы не связана, но в нашей обработке она (равно как и некоторые другие композиции из мюзикла), звучала бы в Древнем Риме «как дома». Эпоха эта, кстати, с исторической точки зрения, весьма увлекательна и привлекательна — ведь непростое время рождает сильных людей.
Константин Скрипалев: Мне всегда, в любой исторический период интересен путь героя — его становление, поступки, система ценностей, повлиявшие на него обстоятельства. История гладиатора — яркий пример героя, прошедшего тяжелый путь. В свою очередь, чем этот путь сложнее и насыщеннее, тем любопытнее его воплотить на сцене. Драматичные и масштабные истории всегда будут представлять для театра особый интерес.
— Что представляет собой музыкальное оформление спектакля? Не планируете ли записать его и выпустить в виде саундтрека к постановке, как это принято в мировой традиции?
Анна Скрипалева: Все наши аранжировки — это живой звук. Конечно, есть фрагменты, где звучат синтетические инструменты, но в основном, минусовки (гитары, бас, живые сэмплы ударных, партии бэк-вокала) записаны «по-настоящему». В перспективе мы, конечно, хотели бы привлечь если и не большой оркестр, то настоящий рок-бэнд, а также, возможно, струнный квартет. Но на данный момент об этом речь не идет.
Константин Скрипалев: Все музыкальные номера однозначно будут записаны — во-первых, потому что так надо, а во-вторых, немало людей этого с нетерпением ждут. У нас уже записано несколько треков для радио. Есть договоренность, что музыка из спектакля «Гладиатор» появится на цифровых платформах.
— В одном из составов вы исполняете главные партии. Композиторы, поющие на сцене написанные ими же арии — редкость...
Анна Скрипалева: Да, но для нас это были просто разные этапы одного проекта. Сначала ты композитор, пишешь музыку. А после того, как в партитуре поставлена точка, ты ставишь перед собой уже другие, актерские задачи: важно суметь «прожить» своего персонажа на сцене, почувствовать его, что называется, кожей.
Константин Скрипалев: Знание своего голосового аппарата и особенностей собственной нервной системы заметно облегчает задачу. Мне с точки зрения драматичности и эмоциональности удобнее писать музыку «под себя» — ведь я себя хорошо знаю, а соответственно, понимаю, как подать материал наиболее выгодно в плане вокала и как максимально убедительно сыграть.
— Насколько сценарий вашего «Гладиатора» перекликается с сюжетом одноименного фильма Ридли Скотта?
Анна Скрипалева: Мы, несомненно, вдохновлялись картиной — это действительно яркая и пронзительная история. Но определенные изменения в структуру постановки все же вносили. Какие-то идеи, почерпнутые нами из литературы, мы с удовольствием внедряли в сценарий, а также видоизменяли некоторые сюжетные линии, если чувствовали, что наши задумки гармонично вписываются в общую канву.
Константин Скрипалев: Зритель, который придет на спектакль, конечно, какие-то вещи наверняка узнает. Но, по большому счету, наш спектакль — вполне самостоятельное произведение. Он поставлен по мотивам фильма, но считать его театральной версией голливудской ленты, нельзя.
— С какими эмоциями должен, по вашим ожиданиям, выходить зритель после просмотра спектакля?
Константин Скрипалев: Прежде всего, я надеюсь, он останется доволен увиденным. Он в очередной раз убедится, что в мире, где царит власть денег, всегда есть место настоящим героям. У нас есть строчка: «Выбор за тобой!». И, каким бы сложным этот выбор ни был, в конечном итоге, он всегда один — быть человеком. По сути, наш спектакль именно об этом.
Анна Скрипалева: Хочется, чтобы каждый человек — как бы пафосно это не прозвучало — наполнил свое сердце добром, а душа его обрела силу. Наш герой, до последней ноты мюзикла сохраняет веру в справедливость и силу духа, и зритель, надеюсь, примерит это на себя.
Все фотографии предоставлены пресс-службой Современного театра мюзикла