Виталий Дубинин, бас-гитарист группы «Ария»: «Невозможно отрываться на полную катушку и при этом записывать хорошие альбомы»
В юбилейный для группы «Ария» год вышла книга «Это серьезно и несерьезно», представляющая собой авторизованную биографию бас-гитариста и композитора лучшего отечественного хеви-метал-коллектива. «Культура» побеседовала с автором — Виталием Дубининым.
— Виталий Алексеевич, как возникла идея написания книги, долго ли над ней работали?
— Это результат совместного труда с Татьяной Винокуровой, журналисткой, неравнодушной к творчеству «Арии», написавшей о нашей группе много статей. В частности, в 2022 году из-под ее пера вышел материал, посвященный моему сольному альбому. И однажды она спросила, не было бы мне интересно написать автобиографию.
Такая идея действительно возникла в моей голове несколько лет назад, я даже написал одну главу. Но довольно быстро понял, что терпения и усидчивости для создания полноценного труда у меня не хватит, тем более что никаких дневниковых записей я никогда не вел. Обо всем этом я Татьяне и сказал. После чего она предложила следующий сценарий: я наговариваю тексты, присылаю ей аудиофайлы, а она их расшифровывает, редактирует и литературно оформляет.
На том мы и порешили и, как выяснилось, правильно сделали, поскольку, при моем довольно трепетном отношении к орфографии, пунктуации, стилистике и в целом культуре правописания, работа, взвали я ее исключительно на собственные плечи, растянулась бы на долгие годы. А так с момента появления первых предложений до последней точки в повествовании ушло немногим более года — начали мы в феврале 2023-го и ближе к лету прошлого года работу завершили.
— Когда барабанщик Pink Floyd Ник Мейсон написал свои мемуары, то дал их «на вычитку» бывшим коллегам по группе — Роджеру Уотерсу и Дэвиду Гилмору, которые внесли в текст весьма существенные правки. А вы, прежде чем отправить книгу в печать, не делились результатами зафиксированных на бумаге воспоминаний с «арийцами»?
— Нет. Более того, никто из моих согруппников, равно как и поэтесса Маргарита Пушкина, работающая с нами на протяжении многих лет, даже не знали, что я пишу автобиографию. Да и в любом случае большого смысла в такого рода редактуре я не видел. О той части моей биографии, которая предшествовала «Арии», никто, кроме меня самого, поведать не может, а обо всем остальном столько уже всего написано-переписано, что согласовывать что-либо с кем-либо мне показалось излишним.
Единственное, что мне действительно представлялось крайне важным, — это постараться не исказить действительность, представить свой взгляд на события. Именно свой, потому что, как ни крути, а правда у каждого своя, и не исключено, что некоторые аспекты истории группы другим участникам коллектива запомнились иначе. Но я и не претендую на истину в последней инстанции — просто предлагаю свое видение того, «как все это было».
История «Арии» насчитывает уже четыре десятилетия, и, конечно, за это время было много разного — не только хорошего. Но годы миновали, обиды и недомолвки остались в прошлом, поэтому в своем повествовании я постарался не акцентировать внимание на дрязгах и ругани, а писать по возможности предельно мягко и дипломатично. А уж насколько это мне удалось — покажет время. Кстати, пока еще никто из участников группы с моей книгой не ознакомился, поэтому их суждение относительно написанного мне неизвестно.
— Дипломатичный язык — нечастое явление для рок-мемуаров. Книга «Это серьезно и несерьезно» действительно написана ровным, доброжелательным тоном, что, конечно же, похвально. Но неужели не было желания слегка «подперчить» текст?
— Конечно, можно было при желании «заморочиться» и выдать нечто в духе скандально известной «Грязи» (The Dirt — автобиография группы Mötley Crüe. — «Культура») или бьющих наотмашь воспоминаний лидера Motörhead Лемми Килмистера. Но мне кажется, выворачивать наизнанку свою душу, полоскать на виду у всех грязное белье, бахвалиться тем, сколько ты выпил, и так далее — не в наших российских традициях.
К тому же не стоит безоговорочно верить всему, что пишут западные рок-идолы. Я все-таки немного в теме, поэтому прекрасно понимаю, что постоянно не просыхать, хулиганить, грешить — словом, отрываться на полную катушку и при этом записывать хорошие альбомы и устраивать качественные шоу невозможно. В подобном ключе написаны многие рок-автобиографии, но это если и не абсолютное вранье, то изрядное преувеличение. Я бы уж точно так жить не смог (улыбается).
Фото: Андрей Никеричев/АГН «Москва»
— Как вы в целом относитесь к жанру рок-н-ролльной мемуаристики, расцветшей буйным цветом в последние годы? Ведь книг воспоминаний известных музыкантов выходит сейчас довольно много. С чем это связано, на ваш взгляд?
— За автобиографиями артистов, к которым неравнодушен, я, конечно, стараюсь следить — многие из них с интересом читаю. В частности, немало прочел книг про Джона Леннона — что, помимо моей любви к «Битлз», не случайно еще и потому, что я родился с Джоном в один день, 9 октября.
А расцвет данного литературного жанра легко объясним. Ведь рок-музыка, как ни крути, стареет, а с ней стареют и ее главные, легендарные представители. Видимо, в жизни многих из них наступает такой момент, когда они считают нелишним поделиться своими воспоминаниями и соображениями с окружающими. Возраст автора здесь имеет, пожалуй, ключевое значение. Ведь книжка мемуаров, выпущенная каким-нибудь, пусть даже очень успешным, 30-летним артистом, выглядела бы довольно нелепо, согласитесь. А описание жизненных перипетий из уст умудренного опытом известного человека — это совсем другое дело. К тому же если такая книга написана живым, ярким языком.
— В мире шоу-бизнеса наблюдается и еще один тренд — снимать художественные фильмы о выдающихся поп- и рок-музыкантах. На участников группы «Ария» еще не выходили представители киноиндустрии с идеей байопика?
— Выходили, и не раз. Но, во-первых, мы считаем, что если уж браться за столь ответственный проект, то подходить к нему надо максимально серьезно. То есть в тех людях, которые захотят замахнуться на экранизацию истории «Арии» — будь то в рамках телесериала или ленты, предназначенной для большого экрана, — мы должны быть уверены на сто процентов. Потянут ли они с финансовой, организационной, технической точек зрения, смогут ли представить достойное в художественном отношении произведение? На данный момент предложения, от которого не смогли бы отказаться, мы не получали.
А потом, историю группы «Ария» не так легко реализовать в формате игрового кино — ведь у нашего коллектива было много разных периодов. В этом смысле байопик про Queen, Led Zeppelin или The Doors снять гораздо легче, поскольку эти коллективы никогда не меняли состав. А в «Арии» за сорок лет переиграло много музыкантов, и поэтому вопросы «Какой состав был наиболее ярким?» или «Какая фигура в истории группы является центральной?» неизбежны. И при помощи художественных экранных средств найти ответы очень непросто.
— В конце года на столичной «ВТБ Арене» пройдут масштабные концерты, посвященные 40-летию коллектива. Как в целом проходит юбилейный год?
— Так исторически сложилось, что к каждой юбилейной дате мы в рамках больших концертов разрабатываем канву действия, придумываем какую-нибудь отличительную визуальную «фишку». В этом году, например, решили, что сцена у нас будет круглая. Режиссер и технический персонал придумают, как это все будет выглядеть в «металле» (во всех смыслах этого слова), а мы выйдем на сцену и сыграем наши лучшие песни.
Сет-лист процентов на девяносто пять уже утвержден, согласован с нашим режиссером-постановщиком Юрием Соколовым. Московские концерты станут кульминацией юбилейного тура, который стартует 23 августа концертом в Калининграде...
В лучших традициях мировой рок-культуры, согласно которым, по случаю круглой даты, принято радовать поклонников чем-то эдаким, мы к своему 40-летию тоже подходим не с пустыми руками: на 31 октября запланирован релиз нашего нового, уже четырнадцатого по счету студийного альбома. Полагаю, преданные поклонники группы его уже порядком заждались, поскольку на сей раз пауза между пластинками затянулась: последняя наша студийная работа выходила аж в 2018 году. Сейчас новый диск находится на стадии сведения, внесения последних корректив и... придумывания названия (улыбается).
Фото: Евгений Стукалин/ТАСС
— Вы являетесь основным композитором в группе. Все ли ваши музыкальные идеи реализуются, или иные задумки надолго отправляются «в стол»?
— Нет, отнюдь не каждая тема берется на вооружение — что-то не принимается коллегами, что-то я сам еще на ранней стадии отсеиваю, а какие-то наброски я попросту забываю. Последнее, кстати, порой досадно, ведь по молодости, бывало, сочинишь что-нибудь толковое, денек мотивчик помурлыкаешь — и, считай, запомнил, можешь не волноваться. А сейчас если вовремя не записал пришедшую идею на диктофон — все, пиши пропало. Но многие мелодии, оставшиеся за бортом, возможно, еще дождутся своего часа: если и не в «Арии», то, не исключено, реализую их в рамках своего проекта.
— В книге вы описываете эпизод знакомства музыкантов «Арии» с Александром Шамраевым и Сергеем Шуняевым — бизнесменами-байкерами, сыгравшими в истории группы значительную роль. На заданный ими вопрос «Что вам нужно?» вы ответили: «Да нам, в принципе, ничего не надо...» Было это без малого тридцать лет назад, в 1998 году, когда слава «Арии» уже была запредельной. А если бы вам сегодня задали такой же вопрос?
— Я бы, наверное, ответил примерно так же. Либо парировал вопросом на вопрос: «А что вы можете предложить?» Ну а если серьезно, мы, по большому счету, все можем реализовать собственными силами. Долгое время у меня была мечта съездить в большой тур с тем же набором аппаратуры, света и декораций, какие у нас бывают на концертах в Москве: не секрет, что наши столичные концерты отличаются особым размахом. И мне казалось, что осуществить нечто подобное в рамках огромной страны — трудно реализуемая затея, сопряженная с массой сложностей.
Фото: Андрей Никеричев/АГН «Москва»
Но с материалом нашего последнего — теперь уже предпоследнего — альбома «Проклятье морей» мы смогли это сделать: преодолели все логистические трудности и с полным набором аппаратуры, погруженным в несколько фур, с большим штатом сотрудников проехали с грандиозными гастролями от Москвы до Владивостока. Таким образом, мечта моя осуществилась.
— Виталий Алексеевич, как возникла идея написания книги, долго ли над ней работали?
— Это результат совместного труда с Татьяной Винокуровой, журналисткой, неравнодушной к творчеству «Арии», написавшей о нашей группе много статей. В частности, в 2022 году из-под ее пера вышел материал, посвященный моему сольному альбому. И однажды она спросила, не было бы мне интересно написать автобиографию.
Такая идея действительно возникла в моей голове несколько лет назад, я даже написал одну главу. Но довольно быстро понял, что терпения и усидчивости для создания полноценного труда у меня не хватит, тем более что никаких дневниковых записей я никогда не вел. Обо всем этом я Татьяне и сказал. После чего она предложила следующий сценарий: я наговариваю тексты, присылаю ей аудиофайлы, а она их расшифровывает, редактирует и литературно оформляет.
На том мы и порешили и, как выяснилось, правильно сделали, поскольку, при моем довольно трепетном отношении к орфографии, пунктуации, стилистике и в целом культуре правописания, работа, взвали я ее исключительно на собственные плечи, растянулась бы на долгие годы. А так с момента появления первых предложений до последней точки в повествовании ушло немногим более года — начали мы в феврале 2023-го и ближе к лету прошлого года работу завершили.
— Когда барабанщик Pink Floyd Ник Мейсон написал свои мемуары, то дал их «на вычитку» бывшим коллегам по группе — Роджеру Уотерсу и Дэвиду Гилмору, которые внесли в текст весьма существенные правки. А вы, прежде чем отправить книгу в печать, не делились результатами зафиксированных на бумаге воспоминаний с «арийцами»?
— Нет. Более того, никто из моих согруппников, равно как и поэтесса Маргарита Пушкина, работающая с нами на протяжении многих лет, даже не знали, что я пишу автобиографию. Да и в любом случае большого смысла в такого рода редактуре я не видел. О той части моей биографии, которая предшествовала «Арии», никто, кроме меня самого, поведать не может, а обо всем остальном столько уже всего написано-переписано, что согласовывать что-либо с кем-либо мне показалось излишним.
Единственное, что мне действительно представлялось крайне важным, — это постараться не исказить действительность, представить свой взгляд на события. Именно свой, потому что, как ни крути, а правда у каждого своя, и не исключено, что некоторые аспекты истории группы другим участникам коллектива запомнились иначе. Но я и не претендую на истину в последней инстанции — просто предлагаю свое видение того, «как все это было».
История «Арии» насчитывает уже четыре десятилетия, и, конечно, за это время было много разного — не только хорошего. Но годы миновали, обиды и недомолвки остались в прошлом, поэтому в своем повествовании я постарался не акцентировать внимание на дрязгах и ругани, а писать по возможности предельно мягко и дипломатично. А уж насколько это мне удалось — покажет время. Кстати, пока еще никто из участников группы с моей книгой не ознакомился, поэтому их суждение относительно написанного мне неизвестно.
— Дипломатичный язык — нечастое явление для рок-мемуаров. Книга «Это серьезно и несерьезно» действительно написана ровным, доброжелательным тоном, что, конечно же, похвально. Но неужели не было желания слегка «подперчить» текст?
— Конечно, можно было при желании «заморочиться» и выдать нечто в духе скандально известной «Грязи» (The Dirt — автобиография группы Mötley Crüe. — «Культура») или бьющих наотмашь воспоминаний лидера Motörhead Лемми Килмистера. Но мне кажется, выворачивать наизнанку свою душу, полоскать на виду у всех грязное белье, бахвалиться тем, сколько ты выпил, и так далее — не в наших российских традициях.
К тому же не стоит безоговорочно верить всему, что пишут западные рок-идолы. Я все-таки немного в теме, поэтому прекрасно понимаю, что постоянно не просыхать, хулиганить, грешить — словом, отрываться на полную катушку и при этом записывать хорошие альбомы и устраивать качественные шоу невозможно. В подобном ключе написаны многие рок-автобиографии, но это если и не абсолютное вранье, то изрядное преувеличение. Я бы уж точно так жить не смог (улыбается).
Фото: Андрей Никеричев/АГН «Москва»
— Как вы в целом относитесь к жанру рок-н-ролльной мемуаристики, расцветшей буйным цветом в последние годы? Ведь книг воспоминаний известных музыкантов выходит сейчас довольно много. С чем это связано, на ваш взгляд?
— За автобиографиями артистов, к которым неравнодушен, я, конечно, стараюсь следить — многие из них с интересом читаю. В частности, немало прочел книг про Джона Леннона — что, помимо моей любви к «Битлз», не случайно еще и потому, что я родился с Джоном в один день, 9 октября.
А расцвет данного литературного жанра легко объясним. Ведь рок-музыка, как ни крути, стареет, а с ней стареют и ее главные, легендарные представители. Видимо, в жизни многих из них наступает такой момент, когда они считают нелишним поделиться своими воспоминаниями и соображениями с окружающими. Возраст автора здесь имеет, пожалуй, ключевое значение. Ведь книжка мемуаров, выпущенная каким-нибудь, пусть даже очень успешным, 30-летним артистом, выглядела бы довольно нелепо, согласитесь. А описание жизненных перипетий из уст умудренного опытом известного человека — это совсем другое дело. К тому же если такая книга написана живым, ярким языком.
— В мире шоу-бизнеса наблюдается и еще один тренд — снимать художественные фильмы о выдающихся поп- и рок-музыкантах. На участников группы «Ария» еще не выходили представители киноиндустрии с идеей байопика?
— Выходили, и не раз. Но, во-первых, мы считаем, что если уж браться за столь ответственный проект, то подходить к нему надо максимально серьезно. То есть в тех людях, которые захотят замахнуться на экранизацию истории «Арии» — будь то в рамках телесериала или ленты, предназначенной для большого экрана, — мы должны быть уверены на сто процентов. Потянут ли они с финансовой, организационной, технической точек зрения, смогут ли представить достойное в художественном отношении произведение? На данный момент предложения, от которого не смогли бы отказаться, мы не получали.
А потом, историю группы «Ария» не так легко реализовать в формате игрового кино — ведь у нашего коллектива было много разных периодов. В этом смысле байопик про Queen, Led Zeppelin или The Doors снять гораздо легче, поскольку эти коллективы никогда не меняли состав. А в «Арии» за сорок лет переиграло много музыкантов, и поэтому вопросы «Какой состав был наиболее ярким?» или «Какая фигура в истории группы является центральной?» неизбежны. И при помощи художественных экранных средств найти ответы очень непросто.
— В конце года на столичной «ВТБ Арене» пройдут масштабные концерты, посвященные 40-летию коллектива. Как в целом проходит юбилейный год?
— Так исторически сложилось, что к каждой юбилейной дате мы в рамках больших концертов разрабатываем канву действия, придумываем какую-нибудь отличительную визуальную «фишку». В этом году, например, решили, что сцена у нас будет круглая. Режиссер и технический персонал придумают, как это все будет выглядеть в «металле» (во всех смыслах этого слова), а мы выйдем на сцену и сыграем наши лучшие песни.
Сет-лист процентов на девяносто пять уже утвержден, согласован с нашим режиссером-постановщиком Юрием Соколовым. Московские концерты станут кульминацией юбилейного тура, который стартует 23 августа концертом в Калининграде...
В лучших традициях мировой рок-культуры, согласно которым, по случаю круглой даты, принято радовать поклонников чем-то эдаким, мы к своему 40-летию тоже подходим не с пустыми руками: на 31 октября запланирован релиз нашего нового, уже четырнадцатого по счету студийного альбома. Полагаю, преданные поклонники группы его уже порядком заждались, поскольку на сей раз пауза между пластинками затянулась: последняя наша студийная работа выходила аж в 2018 году. Сейчас новый диск находится на стадии сведения, внесения последних корректив и... придумывания названия (улыбается).
Фото: Евгений Стукалин/ТАСС
— Вы являетесь основным композитором в группе. Все ли ваши музыкальные идеи реализуются, или иные задумки надолго отправляются «в стол»?
— Нет, отнюдь не каждая тема берется на вооружение — что-то не принимается коллегами, что-то я сам еще на ранней стадии отсеиваю, а какие-то наброски я попросту забываю. Последнее, кстати, порой досадно, ведь по молодости, бывало, сочинишь что-нибудь толковое, денек мотивчик помурлыкаешь — и, считай, запомнил, можешь не волноваться. А сейчас если вовремя не записал пришедшую идею на диктофон — все, пиши пропало. Но многие мелодии, оставшиеся за бортом, возможно, еще дождутся своего часа: если и не в «Арии», то, не исключено, реализую их в рамках своего проекта.
— В книге вы описываете эпизод знакомства музыкантов «Арии» с Александром Шамраевым и Сергеем Шуняевым — бизнесменами-байкерами, сыгравшими в истории группы значительную роль. На заданный ими вопрос «Что вам нужно?» вы ответили: «Да нам, в принципе, ничего не надо...» Было это без малого тридцать лет назад, в 1998 году, когда слава «Арии» уже была запредельной. А если бы вам сегодня задали такой же вопрос?
— Я бы, наверное, ответил примерно так же. Либо парировал вопросом на вопрос: «А что вы можете предложить?» Ну а если серьезно, мы, по большому счету, все можем реализовать собственными силами. Долгое время у меня была мечта съездить в большой тур с тем же набором аппаратуры, света и декораций, какие у нас бывают на концертах в Москве: не секрет, что наши столичные концерты отличаются особым размахом. И мне казалось, что осуществить нечто подобное в рамках огромной страны — трудно реализуемая затея, сопряженная с массой сложностей.
Фото: Андрей Никеричев/АГН «Москва»
Но с материалом нашего последнего — теперь уже предпоследнего — альбома «Проклятье морей» мы смогли это сделать: преодолели все логистические трудности и с полным набором аппаратуры, погруженным в несколько фур, с большим штатом сотрудников проехали с грандиозными гастролями от Москвы до Владивостока. Таким образом, мечта моя осуществилась.
Фотографии: Евгений Стукалин/ТАСС