Рояль, виолончель и... Кащей

Денис БОЧАРОВ

17.01.2020

«Мелодия» продолжает радовать поклонников музыки не только качеством фонограмм, но и удивительным разнообразием. Среди недавних релизов — записи маэстро фортепиано Сергея Доренского, корифея виолончели Рудольфа Баршая и оперы-раритета одного из главных русских композиторов.

Сергей Доренский, фортепиано
Мелодия
«Фирма «Мелодия» предлагает вниманию слушателей запись фортепианных концертов ХХ века в исполнении Сергея Доренского.

В связи с выходом данного релиза заслуженная артистка России Екатерина Мечетина отметила: «Этот диск представляет огромный интерес для меломана с нескольких точек зрения. Во-первых, сама личность Сергея Леонидовича Доренского — не только пианиста-виртуоза, наследника самых значительных традиций русской фортепианной школы, но и великого педагога, создавшего мощную ветвь русского пианизма, носящую имя «класс Доренского», — обладает необыкновенным магнетизмом и обаянием. Во-вторых, меломану нечасто доводится услышать концерт Сэмьюэла Барбера в исполнении русского пианиста — это сочинение не входит в традиционный репертуар, однако представляет значительный интерес, и я слышу в нем явное влияние великого Прокофьева».

Мечетиной вторит Всеволод Задерацкий, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории: «Концерт Барбера в представленном на диске собрании сочинений — подлинное открытие для современного российского слушателя. А между тем это произведение — подлинная вершина американской музыки первой половины минувшего века и одна из вершин концертного жанра в мировом собрании шедевров».

Помимо упомянутого концерта Барбера, на диске (кстати, вся предлагаемая фонограмма в формате CD выходит впервые) также представлены «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова и знаменитая «Рапсодия в стиле блюз» Джорджа Гершвина. Эти произведения Доренский записал на грампластинку еще в 1982 году. Примечательно, и в этом сходятся  многие музыкальные критики, что в исполнении Сергея Леонидовича оба, казалось бы, столь различные по стилистической направленности сочинения обрели некое сходство. Не секрет, что Гершвин никогда не скрывал своего восхищения перед русским гением. С другой стороны, Рахманинов как чуткий художник не мог пройти мимо традиций американской музыки первой половины ХХ века — а именно джаза: в 20–30-х годах прошлого столетия этот жанр господствовал безраздельно. Сергею Доренскому удалось соединить, казалось бы, на первый взгляд, несоединимое. И поэтому столь «разношерстная» программа диска (Бербер, Рахманинов, Гершвин) звучит на редкость гармонично.   

Профессор и многолетний декан фортепианного факультета Московской консерватории, председатель и член жюри престижных международных конкурсов, Доренский являет собой редкий пример активного творческого долголетия. Сегодня он более известен как педагог, ученики которого поддерживают мировую славу российской фортепианной школы (Николай Луганский, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Андрей Писарев, Вадим Руденко, Александр Штаркман, Виктория Корчинская-Коган, Павел Нерсесьян и многие другие). Однако и исполнительское творчество Сергея Доренского представляет собой оригинальную страницу в общей картине отечественной фортепианной школы.


Рудольф Баршай
«Юбилейное издание»
Мелодия
Наш прославленный звукозаписывающий лейбл неоднократно обращался к архивным записям Рудольфа Баршая. Но к юбилею великого исполнителя (недавно музыкальный мир отмечал 95-летие со дня рождения маэстро) было подготовлено прекрасно оформленное пятидисковое собрание сольных, ансамблевых и оркестровых записей, большинство из которых впервые извлечены из архива, либо вовсе никогда не публиковались на CD.

Сольная партита Баха и «Траурная музыка» Хиндемита, концертная симфония Моцарта в ансамбле с Давидом Ойстрахом и оркестровые концерты Стравинского, оркестровки «Мимолетностей» Прокофьева и квартет Шостаковича в исполнении первого состава Квартета имени Чайковского… Кульминацией издания является полная запись оркестрового переложения баховского «Искусства фуги»: Рудольф Борисович считал этот труд одним из главных достижений своей жизни.

Концертирующий альтист, ансамблист, камерный и симфонический дирижер, оркестровщик и композитор, Баршай сочетал в себе целый спектр выдающихся дарований. Благодаря этому артисту в Советском Союзе появился уникальный коллектив — Московский камерный оркестр, концерты и записи которого стали откровением для сотен тысяч слушателей.



Николай Римский-Корсаков
«Кащей Бессмертный»
Мелодия
К 175-летию Николая Римского-Корсакова «Фирма «Мелодия» впервые выпустила на CD архивную фонограмму не самого известного произведения русского классика — оперы «Кащей Бессмертный».

Первая студийная запись «Кащея» была осуществлена 70 лет назад, в 1949 году. Главные партии исполнили поистине выдающиеся музыканты: легендарная солистка Всесоюзного радио, концертная певица Наталия Рождественская (кстати, мать дирижера Геннадия Рождественского); один из ведущих солистов «золотой эры» Большого театра Павел Лисициан; обладатель уникального тенора Павел Понтрягин. А также Симфонический оркестр и хор Всесоюзного радио, которые в 1940–1950-е годы проделали масштабную работу по концертному исполнению и записи редких оперных шедевров русского и зарубежного репертуара. 

Дирижировал «Бессмертным» Самуил Самосуд — в прошлом главный дирижер Большого театра СССР, маэстро, выступавший за пультом крупнейших оперных театров Москвы и Ленинграда.