22.12.2016
В 1958-м на экраны страны вышла экранизация пушкинской «Капитанской дочки» Владимира Каплуновского. Там, в ансамбле блистательных Олега Стриженова, Сергея Лукьянова, Бориса Новикова, Варвары Мясниковой, взошла звезда «мятежного Швабрина». Вячеслав Шалевич сыграл как по нотам — еще бы, ведь он подарил картине готовую роль, исполненную на подмостках родного Щукинского училища.
За более чем полувековую творческую жизнь уроженцу Арбата довелось воплотить около восьмидесяти знаковых киноролей. Режиссеры знали: сильная харизма и мужественная фактура сделают незабываемым любой эпизод, а эмоциональные краски Шалевича оживят парадоксальных исторических персонажей. Ими стали Аллен Даллес в «Семнадцати мгновениях весны» Татьяны Лиозновой, Яков Блюмкин в «Шестом июля» Юлия Карасика, Иосиф Каиафа в «Мастере и Маргарите» Юрия Кары, Алексей Косыгин в «Брежневе» Сергея Снежкина и сам Леонид Ильич в остросюжетном сериале Сергея Ашкенази «Дело гастронома № 1».
Полностью палитра и истинный темперамент актера раскрылись в народных драмах: резкий колючий герой из «Трех тополей на Плющихе» Лиозновой и влюбленный инженер из «Виринеи» Владимира Фетина — угловатые, ранимые, неприкаянные мужики. Таким же был Дуганов в культовых «Хоккеистах». С картиной Рафаила Гольдина Шалевич объездил весь мир, а в это время недоуменные телезрители слали письма: «Почему этот парень не играет за нашу сборную?»
Наиболее близким к романтично-игровому театральному амплуа Вячеслава Анатольевича стал образ Пана Поэта из «Кабачка «13 стульев». Всю жизнь проработав в одном театре, актер благословлял судьбу: «Считаю, что это счастье. Я застал великих мастеров. До сегодняшнего дня остаюсь востребован».
Родная сцена платила актеру взаимностью — Шалевичу довелось сыграть в классических вахтанговских постановках: «Принцессе Турандот», «Идиоте», «Маленьких трагедиях», «Живом трупе», «Иркутской истории» и легендарном спектакле Петра Фоменко «Без вины виноватые», удостоенном Государственной премии в 1994-м. Спустя четыре года, в трудное время, Вячеслав Анатольевич возглавил Драматический театр имени Рубена Симонова. Всю жизнь был верен студийной вахтанговской философии: подлинный успех — награда за талантливое партнерство. Именно оно позволило раскрыться благородной артистической породе Шалевича, умевшего сработаться с самыми темпераментными коллегами — Борисовой, Гриценко, Ульяновым, Лановым, Максаковой. Не случайно последней ролью артиста стал Галилео Галилей в «Пристани». Шалевич, несмотря на уговоры врачей, продолжал выходить на сцену. В больницу его увезли прямо со спектакля. Сгорел на подмостках, рыцарскую верность которым хранил всю жизнь.