На Петербургском экономическом форуме замминистра культуры Ольга Ярилова рассказала, как ведомство будет развивать креативные индустрии

Елена СЕРДЕЧНОВА

17.06.2022

На Петербургском экономическом форуме замминистра культуры Ольга Ярилова рассказала, как ведомство будет развивать креативные индустрии

Минкультуры создаст проектный офис для финансирования отрасли и разработает мастер-планы по развитию территорий в регионах.

Разрыв экономических связей с западными странами заставил представителей креативной индустрии искать новые формы работы. Потребовалось менять логистику — как раньше, уже не купишь ни материалов, ни оборудования; менять каналы сбыта и сам маркетинговый подход, который был рассчитан на другую аудиторию. Но в то же время эта сложная ситуация — шанс для российского креативного бизнеса. Шанс занять место ушедших иностранных компаний. Поэтому не случайно 15 июня, в первый день работы важнейшего экономического мероприятия года — ПМЭФ, одна из сессий была посвящена вопросам развития креативной экономики. В дискуссии «Креативизация экономики: развитие национальных проектов, продуктов и брендов» приняли участие такие гуру творческого бизнеса, как председатель правления киностудии «Союзмультфильм», генеральный директор Киностудия имени М. Горького Юлиана Слащева, директор Центра креативной экономики НИУ «Высшая школа экономики» Татьяна Абанкина и, конечно, заместитель министра культуры РФ Ольга Ярилова.

Замминистра культуры начала свою речь с того, что еще два года назад в ведомстве с трудом представляли, что такое креативные индустрии. Но разработка Концепции развития креативных индустрий, которая была принята правительством в сентябре 2021 года, расставила все по своим местам. Этим документом Минкультуры определило стратегическое направление для креативной индустрии нашей страны. А уже в октябре была утверждена инициатива ведомства — проект «Придумано в России». Он уже более конкретно прописал то, как будут развиваться креативные индустрии.

Ольга Ярилова еще раз напомнила, что творческие индустрии — динамично развивающийся сектор экономики, с его помощью популяризируется наше культурное наследие.

— Какие же творческие индустрии обладают наибольшим потенциалом? В первую очередь IT, реклама, архитектура, видеоигры. По мнению экспертов, в крупных городах востребованы больше всего архитекторы, ремесленники, музейщики, в средних — ювелиры. Но я хочу отметить — будущее креативных индустрий живет не только в крупных и крупнейших городах. У нас и малые города впереди планеты всей. По данным исследования ВШЭ, которое определило топ-20 самых креативных городов России, лишь семь миллионников обладают творческим потенциалом, остальные «креативные» города — это малые города, среди которых, например, Кострома и Ярославль, — рассказала замминистра.

По ее словам, Минкультуры поставило перед собой очень амбициозные цели. Во-первых, довести уровень импортозамещения до положительного сальдо экспорта-импорта. Во-вторых, увеличить количество занятых в креативных индустриях до 15% к 2030 году. Сейчас у нас только 4,7% занятых людей работают в сфере творческого бизнеса. В-третьих, увеличить вклад креативных индустрий в ВВП до 6%. Сейчас этот процент составляет всего лишь 2,2%.

Замминистра считает, что эти цели будут достигнуты, потому что с отечественного рынка ушло огромное количество иностранных брендов, что создало уникальную возможность для экспансии российских товаров. К тому же сектор креативных индустрий активно развивается и в мире, и в России. Например, если посмотреть на определенные отечественные ОКВЭД с 2017 по 2020 год, то можно увидеть рост этой сферы практически в два раза.

— За креативными индустриями большое будущее, и мы сегодня это абсолютно точно констатируем. Не надо забывать, — мы об этом тоже всегда говорим, — автоматизация производства приводит к тому, что высвобождается огромное количество рабочих мест. Если взять доклад Всемирного экономического форума «Будущее рабочих мест — 2020», мы увидим, что к 2025 году 47% работодателей планируют сократить рабочие места. А куда пойдут эти люди? Подозреваем, поскольку талантливых людей у нас огромное количество, что они пойдут в креативные индустрии, — отметила она.

Но чтобы люди пошли работать в сферу творческого бизнеса, ему надо помочь масштабироваться. Мировой опыт показывает, что для этого необходимо сначала взрастить креативный класс, а затем выстроить логистику для коммуникации.

— Что мы делаем для взращивания? Уже сегодня мы создаем школы креативных индустрий. Три у нас уже работают — в Калининграде, в Кемерове и во Владивостоке. 500 человек уже учатся, и — о чудо! — появились первые выпускники в этом году. Их креативные работы уже покупает бизнес. А это значит, что потребность в этом есть, и она огромная. Мы ввели в этом году программу повышения квалификации. С 2024 года вместе с Минпросвещения мы введем уроки творческого предпринимательства в школах, — делилась замминистра.

Но школами и уроками ведомство не ограничивается. С этого года в 26 высших образовательных учреждениях появятся центры прототипирования, где можно будет сделать малую партию своего товара. Потому что идеи — это прекрасно, но у человека должна быть возможность для их воплощения. Центры будут разные. Например, в Бурятии они займутся в первую очередь ювелирными делами. На Дальнем Востоке — займутся керамикой, изготовлением народных промыслов, в Татарстане — музыкальным искусством и IT.

И конечно, Ольга Ярилова обратила внимание на очень важный момент — финансирование отрасли.

— На этапе становления и развития нам нужно венчурное финансирование, на этапе масштабирования — кредиты под залог интеллектуальной собственности. Сложная система, мы все это прекрасно понимаем, никто никогда этого в комплексе не делал.

Именно поэтому сегодня мы договорились с Министерством экономического развития о создании проектного офиса, который будет заниматься развитием всех этих вопросов финансирования. Для начала будем определять направления креативных индустрий для инвестирования и критерии, по которым мы будем финансировать.

В 2022 году Минкультуры решило впервые разработать мастер-планы для развития территорий. Речь идет о Белгороде, Архангельске, Калуге, Липецке, Башкирии и Татарстане. Там появятся арт-резиденции, а старые промышленные объекты получат новую жизнь. Например, в Архангельске реанимируют трамвайную подстанцию и казармы гарнизонного батальона.

— Мы создадим там уникальные возможности, я очень надеюсь, что это послужит толчком для развития креативных индустрий. В заключение хочу сказать, что сейчас мир цифровой, поэтому мы работаем над созданием цифровой платформы — культурной карты для всего креативного сообщества. Там можно будет найти любую информацию, которая может понадобиться творческому предпринимателю. Самое главное, что я хотела бы сказать, — креативные индустрии развиваются снизу вверх. Сидя у себя в кабинетах, мы не можем придумать за кого-то и сказать: у вас будет вот так-то. Нужно узнавать у людей, нужно смотреть, на чем сегодня можно вырастить эти креативные индустрии в каждом конкретном регионе. Поэтому нам необходимы идеи о том, как вместе развивать креативный сектор в нашей стране. 

Фотографии: Павел Бедняков/РИА Новости; Петр Ковалев/ТАСС