Операция «Т»

Нильс ИОГАНСЕН

27.11.2013

27 ноября 1943 года начала работу Тегеранская конференция стран антигитлеровской коалиции. Большинство из нас знакомы с этими событиями по картине «Тегеран-43». В событиях тех далеких дней на самом деле было меньше погонь, перестрелок и хитроумных шпионских комбинаций. Но от этого они не перестают быть менее загадочными.

Исход Второй мировой предрешен, пора начинать думать о том, как будет выглядеть послевоенный мир. Именно это решили обсудить лидеры трех стран — СССР, США и Великобритании. Тем более что разногласий хватало.

Единство противоположностей

«В разгар войны руководящие деятели Англии и Соединенных Штатов не осмеливались открыто высказывать свои сокровенные чаяния. Ибо тогда в их же странах общественное мнение было самым решительным образом настроено в пользу активного сотрудничества с Советским Союзом. Правительства Англии и США не могли не считаться с широким движением английского и американского народов за эффективный военный союз с СССР, за решительные совместные действия против общего врага», — писал в своей книге «Страницы дипломатической истории» (1987) личный переводчик Сталина во время войны Валентин Бережков.

А чаяния были откровенно антисоветские. Так, в 2012 году Великобритания рассекретила свои планы на лето 1941-го. «За два дня до войны на стол Сталина лег материал, из которого следовало, что Великобритания готовится атаковать СССР. Черчилль собирается бомбить бакинские нефтяные месторождения. В то время это был основной источник нефти в Советском Союзе. Не напади Гитлер — нас атаковал бы Черчилль», — говорит историк Николай Стариков. Но тратить боеприпасы англичанам не пришлось, 22 июня 1941 года вермахт перешел границу СССР. Лондон это осудил, однако помогать жертве агрессии не спешил. Цифры поставок оружия и снаряжения в 41-42-м годах в нашу страну поражают своей скупостью.

Американцы тоже старались сидеть на двух стульях, пока не определится, кто окажется крепче. До конца января 1944 года компании США, в том числе Standard Oil Company, поставляли Германии топливо. Расследованием этой деятельности занималась американская журналистка Ида Тарбелл, но информация была опубликована только в 1950 году во втором издании ее книги «История компании Standard Oil». В 1944-м писательница скоропостижно скончалась, официальный диагноз — пневмония...

Более того, при атаке самолетами немецких оборонных объектов наблюдалась странная выборочность. Бомбы никогда не летели туда, где был заокеанский капитал. А таковой присутствовал в львиной доле гитлеровского ВПК. Например, завод Ford в Кёльне совершенно не пострадал, несмотря на то, что сам город был полностью уничтожен. Командование стратегической бомбардировочной авиации США понимало значение заводов Ford для немецкой военной промышленности. 15 и 18 октября 1944-го состоялись первые бомбардировки завода. Самолеты не поразили производственные мощности, лишь только лагерь принудительных рабочих. Францишек Войциковски, узник концлагеря, вспоминал, что самолеты летели низко и, по его мнению, не хотели нанести удар по самому предприятию.

Бараки заключенных были полностью разрушены, погибло много узников, но актив заокеанской компании не пострадал. Трехтонки Ford V3000 (один из самых распространенных грузовиков немецкой армии) и прочая техника продолжали исправно поступать в вермахт до мая 45-го. Естественно, не бесплатно. На окрестности Освенцима, где дислоцировались производственные мощности IG Farbenindustrie, за всю войну не упала не одна бомба. Капиталы General Motors, J.P. Morgan & Co и других структур, вложенные в немецкий химический проект, не пострадали.

То есть, по сути, в Тегеране Сталину пришлось вести переговоры  с весьма своеобразными союзниками. Один его оппонент был откровенным врагом СССР — 8 октября 1942 года Черчилль представил британскому парламенту секретный меморандум «Об объединенной Европе»: «Было бы страшной катастрофой для Европы, если бы русское варварство поглотило культуру и независимость древних государств Европы. Хотя сейчас об этом трудно говорить, я полагаю, что европейская семья наций может быть единой под сенью Европейского совета». Правда, немцы на новое предложение объединиться не купились. Им хватило мая 41-го, когда Рудольф Гесс уже «договорился» о прекращении войны с Англией в обмен на агрессию против СССР.

Рузвельт — неоднозначная фигура. К нашей стране он был настроен положительно, неоднократно заявлял, что послевоенный мир должен строиться на сотрудничестве Запада с Советским Союзом. Чем злил ярых антикоммунистов. «Ставленник умеренных кругов, Франклин Делано Рузвельт после лидера СССР был в Тегеране мишенью № 2. И вовсе не факт, что за ним там охотились именно немцы», — считает историк Сергей Кремлев.

Три шпионские правды

«В советском боевике «Тегеран-43» три правды. Первая — в конце 43-го в Тегеране состоялась встреча «большой тройки». Вторая — фашисты готовили покушение на лидеров СССР, США и Великобритании. И третья — советская разведка ликвидировала диверсантов», — рассказал нашему корреспонденту Аркадий Жемчугов, в прошлом — резидент КГБ, ныне — член Ассоциации ветеранов внешней разведки.

Люди искусства с ним согласны. «Историю мы знаем плохо, нас кормят сплетнями, достоверной информации мало. А в моей профессии она и не особенно важна — все решает режиссер. О Тегеранской конференции я узнал из сценария, а сам сюжет картины был выдуман от начала и до конца. Зрители должны были верить: мы самые умные, фашисты — идиоты. Лично я — за вымысел, который выгоден всем», — поведал «Культуре» народный артист СССР Армен Джигарханян.

Более-менее известны лишь отдельные эпизоды той тайной войны, которая 70 лет назад шла на улицах столицы Ирана. Англичане договорились о сотрудничестве с советскими разведчиками, но слово свое нарушили. Ими был захвачен резидент абвера, некто Миллер. Оставшаяся сеть нацистских шпионов и диверсантов затаилась. Хотя и это не помогло, наши всех вычислили и обезвредили.

В посольстве Великобритании американский президент остановиться не пожелал, выбрал советское — расположенное по соседству. Несмотря на то, что укреплены обе миссии были одинаково хорошо. Кого-то Рузвельт очень боялся. И, похоже, не фашистов. При этом чекисты в равной мере занимались как немецкими агентами, так и их британскими коллегами. «Под плотный контроль была взята и английская резидентура, которая, как выяснилось, занималась далеко не дружественной деятельностью в отношении Советского Союза», — подчеркивает Жемчугов.

Глава абвера адмирал Канарис был британским агентом — сей факт общеизвестен. То есть все телодвижения гитлеровцев в Тегеране англичане, скорее всего, прекрасно знали. И за своего лидера могли не беспокоиться. Вот интересный факт — за всю войну через Ла-Манш не проникло ни одной группы диверсантов с целью убить Уинстона Черчилля. Не были задействованы и люди из IRA (Ирландская республиканская армия), с которой немцы дружили. Иными словами, английский «неуловимый ковбой Джо»... А книга Джека Хиггинса «Орел приземлился» (The Eagle Has Landed, 1975) — о группе немецких десантников под командованием оберстлейтенанта Курта Штайнера, высадившихся недалеко от Лондона с целью убийства Черчилля — выдумка. Хотя прекрасно написанная и весьма увлекательная.

Хранить вечно

Правды о тех событиях мы, наверное, не узнаем никогда. Профессионалы очень неохотно делятся информацией. «Находясь в прямом смысле через забор от Черчилля, Рузвельт не нанес ему ни одного личного визита. Не доверял он ему... На американского президента уже совершались покушения. Его многие не любили. И не только в Штатах. Но на счет того, были ли планы устранить его руками немцев, у меня документов нет. Как нет и неопровержимых данных о том, умер он своей смертью, или ему помогли», — говорит Аркадий Жемчугов. Но сам факт того, что пришедший на смену президенту-ветерану (избрание на четвертый срок — такого в истории США не было!) Рузвельт поменял вектор американской политики по отношению к СССР на 180 градусов, свидетельствует о многом...

В столице Ирана шла война. И с немцами тоже. Но в основном не с ними. «Мы рассматриваем операцию через Ла-Манш, как операцию нелегкую. Мы понимаем, что эта операция труднее форсирования рек, но все же на основании нашего опыта по форсированию таких крупных рек, как Днепр, Десна, Сож, правый берег которых гористый и при этом хорошо был укреплен немцами, мы можем сказать, что операция через Ла-Манш, если она по-серьезному будет проводиться, окажется успешной», — заявил в Тегеране союзникам Клим Ворошилов. Большим политиком советский военачальник не был, но на такую двусмысленность хватило даже его. Британцы и янки крепко задумались... И вопрос об открытии второго фронта сдвинулся с мертвой точки.

С высадкой, как известно, тянули до последнего. А когда стало ясно, что Советская Армия дойдет до Атлантики, этому решили помешать. Правда, катастрофы едва удалось избежать. Немецкое контрнаступление в Арденнах не завершилось уничтожением англо-американских войск только потому, что союзники попросили помощи у СССР. Наша армия нанесла внезапный удар, и вермахту пришлось снимать с западного фронта наиболее боеспособные дивизии. Ценой жизней советских солдат были спасены американские и британские парни. Сталин выполнял принятые на себя в Тегеране обязательства.

А в это время союзники уже готовились к новой войне. В том же 44-м начались сепаратные переговоры с Германией, а победным летом 1945 года по советским войскам должны была ударить сводная английско-американская группировка. Операцию «Немыслимое» (Unthinkable) курировал сам Черчилль. На острие атаки в качестве пушечного мяса планировалось бросить сдавшиеся (но не разоруженные) дивизии вермахта. И только благодаря грамотным действиям наших маршалов, которые оперативно произвели перегруппировку войск, удалось избежать Третьей мировой.


Гоар Вартанян: «Разведчики не стреляют»

— Звание Героя Советского Союза мужу и орден «Боевого Красного Знамени» мне сначала выписали на другие фамилии. Документы на наши настоящие имена и сами награды выдали только после окончательного возвращения на Родину. Мы жили под вымышленными именами более тридцати лет. После Тегерана была длительная «европейская командировка». И по работе нам пришлось жениться три раза. Один раз венчались в церкви. Переехали в другую страну, поменяли имена и снова расписались. Потом еще раз.

Что касается художественного фильма «Тегеран-43», то создатели картины, конечно, переборщили с восточным колоритом. Столица Ирана у них — какая-то деревня. Показана грязная обшарпанная гостиница, хотя в городе были роскошные комфортабельные отели. К консультантам множество претензий. Даже одно то, что в фильме стреляют... И я, и мой муж, конечно, учились обращаться с оружием. Хорошо учились. Вот только на практике свои навыки мы никогда не использовали. Если разведчик начинает стрелять, он перестает быть разведчиком. Я вообще не слышала о нелегалах, которые бы применяли оружие.

Гоар Левоновна ВАРТАНЯН. Советская разведчица-нелегал, вместе с мужем — Геворком Вартаняном — участвовала в обеспечении безопасности Тегеранской конференции стран антигитлеровской коалиции в 1943 году. Кавалер орденов «Боевого Красного Знамени» и «Отечественной войны II степени».