Галерея женского искусства murmure.space и Музей Михаила Булгакова предлагают поговорить о главной героине романа «Мастер и Маргарита» и ее прототипе на языке современного искусства.
Михаил Булгаков обессмертил в романе «Мастер и Маргарита» дом, в котором сам же и проживал. «Шестиэтажный, расположенный покоем» (то есть буквой «П». —
Культура), — так описал он здание на Большой Садовой, где находилась знаменитая «нехорошая квартира». Сегодня в бывшем жилище писателя открыт Музей Михаила Булгакова, и покой этому месту только снится: поток посетителей не иссякает даже в выходные, а стены подъезда покрываются все новыми граффити. На днях здесь открылась выставка «Детство Марго», ставшая для Музея Булгакова первым опытом взаимодействия с современным искусством. Впрочем, для галереи женского искусства murmure.space, соорганизатора проекта, опыт оказался тоже нестандартным.
Основательница галереи Екатерина Карцева, культуролог и арт-консультант, открыла murmure.space в 2023 году в собственной квартире, куда только что переехала вместе с семьей. Одна из комнат оказалась свободной: так появилась идея показывать женское искусство. Сначала было несколько квартирных выставок, а потом галерея вышла за пределы домашнего пространства.
Екатерина Карцева/предоставлено пресс-службой Музея Михаила Булгакова
— Идея коллаборации с Музеем Булгакова показалась мне очень удачной. Это музей-квартира, так что наша выставка — тоже, можно сказать, квартирник, только в государственном музее. Кроме того, это очень популярное место — одна из ключевых достопримечательностей Москвы, то есть аудитория самая широкая: от школьников до туристов. Для меня как куратора важно было провести женскую выставку не в андеграундном формате, а наоборот — сделать ее максимально народной. Хотелось выйти за рамки арт-гетто и проблематизировать разговор о женской оптике в более широком контексте, — рассказала «Культуре» Екатерина Карцева, ставшая куратором проекта.
Фото предоставлено пресс-службой Музея Михаила Булгакова
Выставка «Детство Марго» готовилась полтора года, и ее главным героем стал вовсе не Михаил Булгаков — а та, без которой не было бы его знаменитого романа.
— Все работы создавались специально под пространство музея, довольно сложное с экспозиционной точки зрения. В залах — много фондовых вещей, которые нельзя трогать: то есть это полная противоположность белому кубу. Мне как куратору было интересно взаимодействовать с насыщенным контекстом пространством — выстраивать диалог между прошлым и современностью, реальностью и вымыслом, современным искусством и классикой. Роман Булгакова популярен, его многие читали, и о Маргарите что-нибудь да помнят. Именно она стала ключиком к разговору о женской природе. То есть главный герой выставки — не Булгаков, а женские персонажи и их прототипы, — отметила Екатерина Карцева.
Фотографии предоставлены пресс-службой Музея Михаила Булгакова
Первая комната, куда попадает зритель, представляет работы
Лизы Артамоновой, обратившейся к образу Маргариты, но не пожелавшей иллюстрировать роман «в лоб». На стенах, окрашенных в черный, стразами выложено лицо девочки; мерцают блики от подвешенного к потолку диско-шара. Это пространство — таинственная ночь, где возможны любые фантасмагории, вроде трехглавого керамического лебедя. Его образ по мысли художницы стал отсылкой к Михаилу Булгакову: на одной из графических работ мы видим встречу диковинной птицы и Маргариты — и вспоминаем легенду о Рыцаре Лебедя, воплощенную в Лоэнгрине. Трехглавый лебедь, как отметила Екатерина Карцева, артефакт в духе мокьюментари, псевдодокументалистики: его показывают без этикетки, чтобы зритель задумался — перед ним исторический предмет или все-таки современное искусство. Кстати, среди вещей, принадлежавших прототипу Маргариты — Елене Булгаковой, тоже обнаружилась статуэтка лебедя, правда, вполне обычного. Эту вещицу тоже решили включить в экспозицию. Лиза Артамонова рассказала «Культуре», как работала над проектом:
— Меня заинтересовала история Маргариты, а потом и ее прототипа, третьей жены писателя Елены Сергеевны. В том числе — дуальность ее личности: она была человеком глубоко духовным и в то же время светским, о чем свидетельствуют многочисленные биографические факты. Например, выходя второй раз замуж, она просила благословения у патриарха, хотя церковный брак к тому времени утратил юридическую силу. Ее второй муж, командарм Шиловский, был человеком состоятельным — они жили в огромной квартире, Елена Сергеевна ни в чем не нуждалась, имела помощниц по хозяйству и по уходу за детьми. Тем не менее она оставила спокойную размеренную жизнь и ушла к Булгакову. После его смерти она много лет хранила его архивы — благодаря ей роман «Мастер и Маргарита» увидел свет и стал классикой русской литературы.
Лиза Артамонова/предоставлено пресс-службой Музея Михаила Булгакова
Одной из примет красивой жизни, которую Елена Булгакова обожала, были шубы — на фотографиях она с удовольствием кутается в меха.
— Я встречала историю о том, как она зашла в шубе в трамвай, и пассажиры посмотрели на нее с осуждением. Особенно меня заинтересовала легенда о том, что Елена «выгуливала» шубы дома. Свидетелями этого своеобразного перформанса были только родственники и самые близкие друзья. Так у меня в голове возник образ, воплотившийся в одной из графических работ: девочка, одетая в платье взрослой женщины — подобный вечерний туалет можно увидеть на самой Елене Сергеевне на знаменитом снимке с Булгаковым, — сидит на коленях своей шубы из будущего. Шуба становится заботливой материнской фигурой, которой девочка Елена-Марго рассказывает что-то важное; она нежно обнимает ребенка, словно кокон. И эта ситуация соединяет три времени одновременно, — рассказала Лиза Артамонова.
Фото предоставлено пресс-службой Музея Михаила Булгакова
Работы других художниц аккуратно встроены в постоянную экспозицию «нехорошей квартиры»: этикетки неброские и незаметные, так что граница между правдой и вымыслом становится совсем прозрачной. Белые батистовые платья, созданные арт-группой «Штопка» (Наталья Топорова и Татьяна Маркина), парят под кухонным потолком, символизируя чистоту и невинность детства и одновременно напоминая саван. На шкафу притаился их же гигантский мишка, весь обмотанный нитками, — забытая детская игрушка, которая — как бывает в воспоминаниях — искажается, превращается в загадочное видение, химеру. Художница Мари Сокол представила видеоинсталляцию «Шифоньер», включающую в себя черное платье 1920-х с нашитым на нем кружевом шантильи — лишенное владелицы, оно кажется призраком, пустой оболочкой. Наконец, графика Марии Читаевой — дымчатая, потусторонняя, напоминающая по настроению работы Василия Чекрыгина, — воплощает в себе сам дух «нехорошей квартиры». И показывает, что совершенно бытовые вещи — а вместо листов художница использует старые обои — таят в себе немало странного и удивительного.
Фото предоставлено пресс-службой Музея Михаила Булгакова
Выставка работает до 25 января 2026
Фотографии предоставлены пресс-службой Музея Михаила Булгакова