Советы — детям!

Евгения ЛОГВИНОВА, Санкт-Петербург

15.09.2017

В Государственном Русском музее — экспозиция «Дети страны Советов», рассказывающая об эпохе воспитания «нового человека», которая наступила сразу после революции.

В нескольких залах Мраморного дворца представлено более двухсот произведений периода 1920–1990-х годов. Среди них — работы Кузьмы Петрова-Водкина, Аркадия Пластова, Петра Кончаловского, Евсея Моисеенко, Алексея Пахомова, Семена Чуйкова, Николая Кострова, Виталия Тюленева. Раздел под названием «Наше детство золотое...» открывается уже ставшими хрестоматийными портретами Кончаловского, Петрова-Водкина, Софьи Закликовской и Валерия Ватенина. Созданные в 20–60-е, они связывают образы советской эпохи с одной из вечных и проникновенных тем русской живописи.

Заданное этими работами лирическое настроение поддерживают глубоко личные произведения известных ленинградских живописцев Ольги Богаевской «Гости. День рождения» (1960) и Веры Назиной «На ручки!» (1961), в творчестве которых ювенильная тема занимала ведущее место. Вереницу образов замыкает полотно Николая Чернышева «Девочка с козленком. Юная колхозница» (1929), хронологически готовящее зрителя к переходу в следующий раздел экспозиции, увенчанный надписью «Юные ленинцы».

Несмотря на намерение кураторов выставки «показать не пионерское детство», здесь представлены эталонные произведения советского искусства. Прежде всего плакаты — это время лозунгов, культа силы, спорта и трудового воспитания: «В здоровом теле — здоровый дух». Особое место отведено коллекции значков, своеобразных эквивалентов настоящих орденов и медалей. Впрочем, многие дети в годы войны получили вполне взрослые заслуженные награды — как маленький ленинградец, изображенный Варварой Раевской-Рутковской.

По замыслу устроителей, доминантой «пионерской» части экспозиции является фигура Павлика Морозова, выполненная Иосифом Рабиновичем в 1947-м. Зрителя словно бы приглашают еще раз задуматься о цене нравственного выбора.

«Трудное детство» — так назван раздел о послереволюционном и военном времени. События Первой мировой и Гражданской вызвали разруху в стране. Ликвидация детской беспризорности стала одной из главных забот советской власти. В 1921 году под председательством Феликса Дзержинского при ВЦИК была образована комиссия по улучшению жизни подрастающего поколения, которую называли ДЧК, детской чрезвычайной комиссией. Эта тема нашла живое отражение в портрете паренька-марафетчика Федора Богородского (1925), картинах Давида Загоскина и Самуила Виханского, скульптурной группе Анны Крыжановской «Дзержинский с беспризорником» (1957).

Трагедия Великой Отечественной серьезно повлияла на советское искусство. Не случайно так пронзительны произведения, посвященные детям войны: «Блокада. 1941» Валентины Рыбалко (1985), «Беженцы» Виктора Бажинова (1975). Плакат в то время обрел новую жизнь, образ ребенка кардинально изменился: искалеченный и испуганный, всем своим существом герой взывает к праведному гневу защитников Родины (Анатолий Казанцев. «За кровь и слезы наших детей смерть немецким захватчикам!». 1943).

Связующей нитью экспозиции стали работы Алексея Пахомова, который первым оценил важность этой новой для молодого советского государства темы. Особое место отведено эскизам к росписи «Хоровод детей всех наций» (1929), предназначавшейся для зала игр в строящемся доме культуры совторгслужащих (будущем Дворце культуры им. Первой пятилетки). Увлеченный древнерусской живописью и искусством Раннего Возрождения, художник видел свою задачу в том, чтобы помочь идее войти «в душу зрителя не в виде навязчивого поучения, а через доставляющее удовольствие и наслаждение созерцания красивого, музыкального узора». Судьба «Хоровода» оказалась печальна. Когда пришло время выполнять заказ, выяснилось, что денег нет не только на оплату труда мастера, но даже на то, чтобы подготовить стену для фресковой живописи. Роспись Пахомов все же сделал простыми клеевыми красками, но дожила она лишь до перестройки ДК в 1950-х.

Экспонаты зала с названием «Школьные годы чудесные» рассказывают о роли, которая уделялась общему, художественному и музыкальному образованию, о спорте, книгах, устремлениях и мечтах юного поколения. Заключительным аккордом выставки становится оптимистический раздел «В прекрасное далеко...». В диалоге современности и духовного опыта предшествующих поколений, «разговоре» картин Петрова-Водкина «Купающиеся мальчики» (1926) и Моисеенко «На реке» (1975), рождается чувство, что «Будет прекрасная жизнь!.. Прекрасная жизнь будет», как предрекал Кузьма Петров-Водкин.



Фото на анонсе: Евгения Логвинова