12.12.2014
Проект посвящен 70-летию Великой Победы — и стартует он в мае. Добираться до Москвы раритетным самолетам придется два месяца. Согласно планам организаторов мероприятия, в столицу машины прилетят как раз к началу авиашоу МАКС-2015 и приземлятся на выставочном поле.
«В начале войны Советская армия лишилась более 16 000 самолетов, очень сильно пострадала дальняя авиация. В первые месяцы ее нередко использовали не по назначению — для ударов по колоннам наступающего врага, причем без истребительного прикрытия. И потери оказались очень велики. Поэтому поставки по ленд-лизу были весьма актуальны», — говорит командующий Дальней авиацией РФ генерал-лейтенант Анатолий Жихарев.
Пока состав авиагруппы определен не до конца, но точно будет не менее десятка бортов. Известно, что полетят два транспортника Douglas DC-3 — один уже купили. По поводу тяжелого бомбардировщика North American B-25 Mitchell есть конкретная договоренность, вскоре и он будет приобретен. А вот участие истребителей Bell P-39 Airacobra под вопросом. Если многие «дугласы» до сих пор в строю, найти работоспособный (и полностью аутентичный) B-25 в США тоже несложно, то с «кобрами» все гораздо хуже. И не только с точки зрения финансов.
«Бомбардировщик стоит около миллиона долларов, Douglas вообще от $140 тысяч, их много. Airacobra обойдется в $2,5 миллиона, но найти такой, чтобы смог пролететь большие расстояния, проблема. Трасса очень опасная, во время войны тут погибли более 230 наших летчиков и 130 американцев, не хотим рисковать. Да и не все так просто сейчас с покупкой самолетов: отношения между США и РФ в последнее время ухудшились, и это сказывается на организации нашего мероприятия тоже», — объясняет гендиректор «Русского авиационного общества» Сергей Баранов.
Все купленные в Америке машины после проведения перелета и завершения МАКС-2015 будут переданы в Центральный музей ВВС РФ (Монино). Впрочем, это не первый и не последний дар «Русского авиационного общества» стране. Недавно компания выкупила в США и вернула на Родину парадный китель трижды Героя Советского Союза маршала авиации Ивана Кожедуба. В «лихие 90-е» святыня ушла за границу, а сегодня ее могут увидеть посетители Центрального музея Вооруженных сил.
Цель организаторов перелета по маршруту ленд-лиза — напомнить всем, и русским и американцам, как наши страны когда-то дружили. Помогают политики и бизнесмены из США и Канады, хотя «калибр» наших випов значительно выше. Оргкомитет «АлСиба» возглавляет дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Алексей Леонов. Помимо командующего Дальней авиацией Анатолия Жихарева, там числится и экс-главком ВВС генерал армии Петр Дейнекин. На бортах летающих раритетов за океан отправятся и представители СМИ. «Культура» также станет освещать перелет — нашего корреспондента уже пригласили участвовать в мероприятии.