17.02.2014
аяо Миядзаки «Ветер крепчает».Японская провинция, начало ХХ века. Малыш Дзиро мечтает о небе, но, кажется, напрасно — очкариков в летчики не берут. Задремав, мальчик видит сон: бескрайний небосвод бороздят воздушные суда, их создатель — пионер итальянского авиастроения Джованни Капрони — советует мечтателю заняться изобретением крылатых машин.
Окончив школу, Дзиро поступает в токийский университет, получает красный диплом и место в конструкторском бюро авиаконцерна Mitsubishi. Старшие коллеги на ощупь осваивают технологии самолетостроения, но небо не становится ближе — стальные птицы то не взлетают, то падают... В Европе разгорается война. Дзиро не сдается, придумывает и ставит на крыло палубный истребитель Mitsubishi A6M Zero — самый маневренный самолет начала 40-х.
Последний шедевр великого аниматора, официально заявившего о завершении режиссерской карьеры. Формально — байопик, воспевающий авиаконструктора Дзиро Хорикоси. По сути — ревизия собственного творчества.
В прежних картинах Хаяо Миядзаки дирижабли и аэропланы завоевывали «летающие замки». А тут с трудом отрываются от земли, сеют смерть и гибнут сами. Но ад остается за кадром: страдания, боль, смерть Дзиро не видит — он очень близорук, как и его прототип и сказочник Миядзаки. Это ключевой мотив истории.
Автор и его герой материализуют идеалы. Любой ценой. На этом пути Дзиро теряет возлюбленную и талант (после войны опыт Хорикоси не пригодился), а Миядзаки — веру в полеты во сне и наяву.
Эталонный герой Хаяо атаковал небеса, кружился в водовороте событий, завоевывал подругу. В этой изобразительно безупречной новелле для взрослых персонаж встречает любовь, когда земля раскалывается под ногами (Токийское землетрясение 1923 года) и навсегда расстается с ней в день, когда «Zero» взмывает ввысь.
Полижанровая фреска, сочетающая мелодраму, драму, комедию, эпос. А еще — бриз, ливень, зной, парящие облака и цветущие радуги. Кажется, вот-вот анимация оживет. Но небо сереет, слепнет, и ветер, играясь, уносит вдаль беспризорный желтый зонт.