22.09.2016
культура: Как Вы оцениваете итоги волеизъявления?
Марков: Главный результат — это поддержка абсолютным большинством граждан Владимира Путина и той широкой патриотической коалиции, которая сложилась вокруг президента. Она включает «Единую Россию», компартию, ЛДПР, партию «Родина», «Партию роста» и ряд других. Второе — огромная победа собственно «Единой России». Третье — значительно возросшая транспарентность: эти выборы в глазах населения выглядят более честными и справедливыми, чем предыдущие. Поэтому можно говорить, что произошла перезагрузка политической системы. Кроме того, из-за прихода одномандатников, а это половина Госдумы, наши депутаты будут более приближены к избирателям. Важный момент — созданы новые маленькие партии. И хотя они пока практически не представлены в парламенте, само их наличие дает возможность реализоваться большому количеству активистов и в будущем проявить себя. Еще один аспект: выборы показали полный крах майданных партий, к которым можно причислить «Парнас», «Яблоко» и «Открытую Россию» Ходорковского.
культура: Как объяснить столь внушительный успех ЕР?
Марков: Отмечу несколько факторов. Мы знаем, что идет гибридная война, которую ведут США и их союзники против России и Владимира Путина. В таких условиях граждане страны голосуют за правящую партию в целях «сплочения вокруг флага» — как это называется в политологии. Люди максимально демонстрируют поддержку действующему президенту. Вторая причина в том, что единороссам удалось улучшить свой имидж. Они провели праймериз, пропустили кандидатов через встречи с избирателями. Одновременно ЕР взяла курс на уменьшение использования административного ресурса. И в-третьих, Владимир Путин в последний, решающий момент более активно подключился к выборной кампании. Это тоже сыграло свою роль.
культура: Выборы показали, что в обществе есть запрос на стабильность?
Марков: Главный запрос сегодня на то, чтобы мы выдержали внешний нажим, победили в противостоянии с Западом. А для этого в том числе сохранили внутреннее единство. Эта совокупность — больше, чем запрос на стабильность. В обществе ощущается запрос на победу.
культура: Состав Думы во многом изменился — появились свежие лица. За последнее время были знаковые отставки, чистки, аресты коррупционеров. В стране идет процесс обновления элиты?
Марков: Никаких особых чисток не вижу. Отдельные аресты губернаторов — компенсация предыдущего инерционного состояния властных структур. Руководители партий (КПРФ, ЛДПР) не меняются десятилетиями, члены правительства — годами, губернаторы на своих постах по 15–20 лет. Не считаю, что идет обновление элит, они остаются вполне стабильными. И, кстати сказать, это отвечает чаяниям населения. Люди не хотят, чтобы была чехарда начальников.
культура: А что Вы думаете о невысокой явке?
Марков: Проблема несколько преувеличена. Наша прозападная оппозиция потерпела сокрушительное поражение. Ей не о чем говорить после выборов. Нужно хоть в чем-то покритиковать итоги. Вот и говорят о «значительно снизившейся явке». А она была вполне среднеевропейской, даже чуть выше. Какой-то серьезной политической проблемы, связанной с разочарованием людей, я здесь не вижу. Это все пропагандистские тезисы майданной оппозиции.
культура: Что надо делать, чтобы не было отчуждения между властью и народом, депутатами и избирателями?
Марков: Парламент должен получить больше прав, сам продуцировать законы, а не только обсуждать и поддерживать правительственные проекты. Он должен больше принимать решений по реальным вопросам, не ограничиваясь «лавочками во дворах», которые тоже нужны, но далеко не в первую очередь. Необходимо принять законы, расширяющие контрольные права парламента. По многим случаям видно, что у нас в стране высокий уровень коррупции. И увеличение контрольных функций позволило бы в значительной степени направить энергию депутатов на борьбу с этим злом.