22.06.2012
В программе представлены «Искупление» Александра Прошкина, «Белый тигр» Карена Шахназарова, «Шпион» Алексея Андрианова, «Жить» Василия Сигарева, «Конвой» Алексея Мизгирева, «Капитаны» Геннадия Островского, документальные и игровые ленты, короткометражки, сделанные не только молодежью, но и мэтрами. Такими, как питерский режиссер и оператор Дмитрий Долинин, снявший «для себя» сорокаминутную картину «Время нашего двора». Кино, которое наверняка никто не видел, — «Марцефаль» Сергея Кальварского и Валерия Спирина по сценарию покойного питерского кинокритика Сергея Добротворского. Это фильм-нуар про лихие 90-е, премьера которого могла бы состояться лет двадцать назад. Организаторы советуют зрителям запастись памперсами, потому что будет смешно. В картине снимались Михаил Ефремов, Федор Бондарчук и Александр Баширов. Еще один неизвестный фильм, история которого началась несколько лет назад, — городская драма «Забава» Руслана Бальтцера. Он «не про злодейства плохих, а про равнодушие и малодушие хороших», о том, куда приводит дружба с наркотиками. До фестиваля прошел тестовый просмотр: «Забаву» показали 600 молодым ребятам, находящимся в героиновой зависимости и, что особенно страшно, имеющим по этой части стаж длиной 5–10 лет.
Откроет российскую программу картина Павла Руминова «Я буду рядом», недавно ставшая обладателем Гран-при 23-го «Кинотавра». В 2004 году короткометражка Deadline Руминова участвовала там же в конкурсе дебютов, была отмечена дипломами жюри и критиков. А потом началась эпоха совсем другого кино, вроде «Мертвых дочерей», увлечение авангардными идеями. На какое-то время Павел Руминов пропал из поля зрения, искал себя, воспитывал сына, стал буддистом... Недавно он снял документальный фильм о людях, страдающих онкологическими заболеваниями, и тех, кто находится с ними рядом.
«Я буду рядом» рождался как мини-сериал. Потом была сделана киноверсия, не избежавшая телевизионной стилистики. Но сама тема не может оставить зрителя равнодушным. В «Я буду рядом» многое случилось благодаря актрисе Марии Шалаевой. Несмотря на хрупкий и беззащитный облик, она мать троих детей. В картине Павла Руминова ей выпало сыграть вполне успешную молодую женщину, которая одна растит шестилетнего сына. Но однажды она узнает, что неизлечимо больна и начинает искать своему Мите новых родителей, чтобы он не был в этом мире одинок... Мы разговариваем с Марией ШАЛАЕВОЙ.
культура: Сразу ли Вы согласились на столь трагическую роль? Вам часто предлагают роли жертв. Вы умеете защищаться, абстрагироваться от переживаний?
Шалаева: Принимая предложение Павла Руминова, я сомневалась не больше пятнадцати минут. Не абстрагируюсь ни в коем случае. Душу надо тренировать. У меня эта возможность есть благодаря кино. С удовольствием играла бы и радостных героинь в красивых платьях, но таких ролей мне не предлагают. Вообще никто не приносит на блюдце сценарий, который я должна прочитать и дать согласие. Все складывается иначе, по-человечески. Так было в свое время с Аней Меликян. Мы с ней познакомились, подружились, а потом возникла история с фильмом «Русалка». Так же и с Павлом. У него были другие планы, он рассчитывал на определенных актеров. А за неделю до съемок вдруг появилась я.
культура: Вы шли исключительно от себя? Не ездили по больницам, не изучали жизнь?
Шалаева: Я прочитала книгу «Антирак», которую принес Павел. Но мне кажется, что мы все про все знаем, так уж устроен человек. Дело не в том, что героиня заболела раком. К ней пришла беда, и мне про это что-то известно. Я попыталась свои мысли и ощущения трансформировать, разобраться в собственной природе и психике. Не лезла в интернет, который уводит от главного и выдает столько ненужной информации. Надо сосредоточиться на какой-то теме, знать цель и идти к ней. Я сама мать троих детей. У меня есть опыт, который я обязательно использую в работе. Откуда же еще черпать? Всегда отталкиваюсь от себя, от собственных переживаний. Притаскиваю все, как мусор, и никогда не знаю, из какого сора прорастут цветы. Идет накопление материала, который в определенный момент может потребоваться.
культура: На съемочную площадку привели ребенка, объявили Вашим сыном, и надо было вместе с ним погрузиться в трагические обстоятельства. Как Вы работали?
Шалаева: Не могу сказать, что мы усиленно работали, просто общались, разговаривали, играли на протяжении трех месяцев. Иногда Рома меня бесил, раздражал, как всякий ребенок. И я его тоже. Все складывалось по-житейски.