14.07.2012
До святителя Алексия в отечественном кинематографе были представлены два выдающихся святых: преподобный Андрей Рублев и святитель Филипп, митрополит Московский. Кстати, память их празднуется в июле.
«Андрей Рублев» Андрея Тарковского стал одним из первых фильмов, который открыл советскому человеку средневековую Русь. Заявку на фильм Тарковский подал в 1961 году — именно тогда Хрущев во всеуслышание заявил, что Гагарин в космос летал, а Бога не видел, и самоуверенно пообещал через двадцать лет показать по телевизору последнего попа. Удивительно, как в годы хрущевских гонений на Церковь государство выделило миллион рублей на съемки фильма о Руси начала XV века — эпохе расцвета таланта великого иконописца. Андрей Рублев тогда еще не был канонизирован — его прославление состоялось в 1988-м. Но это обстоятельство не отменяло очевидной истины: впервые за всю историю советского кинематографа снимался фильм о духовной стороне жизни русских людей, о православной Руси.
О самом Андрее Рублеве известно очень мало. Его имя обросло легендами еще во времена Ивана Грозного. И лишь после реставрации «Живоначальной Троицы» с иконостаса Троицкого собора в Лавре преподобного Сергия в начале ХХ века о Рублеве и его творчестве заговорили с новой силой. Фильм Тарковского интерпретирует как отдельные дошедшие до нас эпизоды жития святого (например, обет молчания, который монах Андрей держал пятнадцать лет), так и время его земной жизни. С одной стороны — междоусобицы и скорби татарской эпохи, а с другой — начало национального возрождения.
Образ Рублева, созданный Тарковским и актером Анатолием Солоницыным, с самого начала вызывал ожесточенные споры и во многом стал причиной долгого пути картины к зрителю. Снятый в 1966 году, фильм вышел в ограниченный прокат лишь спустя пять лет, а в полной мере стал доступен только в 1987-м, уже после смерти режиссера. В любом случае, финал «Андрея Рублева» аллегоричен и в то же время прост для понимания: иконописец идет по земле, опустошенной татарскими набегами, чтобы своим творчеством пробуждать Русь и ее людей от глубокого сна.
Эту же цель — пробуждать людей ото сна — преследовал и святитель Филипп, митрополит Московский, один из центральных персонажей картины Павла Лунгина «Царь». Снятый уже совсем в другой век и другую эпоху, фильм рассказывает о взаимоотношениях Ивана Грозного и митрополита Московского и всея Руси Филиппа, которого будущий государь знал еще ребенком. Во многом именно поэтому Иван IV вызвал Филиппа в Москву из Соловецкого монастыря, где тот был игуменом, и возвел его на митрополичий престол. Новый предстоятель Русской Церкви тщетно надеялся остановить опричнину и повлиять на царя, убедить его следовать христианским нормам жизни.
Сейчас в России стало модным слово «тандем». Центр фильма «Царь» — недолгий тандем царя в исполнении Петра Мамонова и митрополита, ставшего последним кинообразом Олега Янковского.
Можно спорить об исторических неточностях и несоответствиях фильма, однако кинообраз святителя, жившего пять веков назад, оказался очень актуальным в наше время. Со времен Ивана Васильевича стоит вопрос о союзе креста и короны — о взаимоотношениях Церкви и власти, о праве Церкви публично возвышать голос против земных князей, если они отступают от норм христианской морали.