«Афера в Майами»: фильм о шпионах и семейных ценностях

Алексей КОЛЕНСКИЙ

25.03.2020


На экранах — семейно-шпионская драма Оливье Ассайаса, основанная на реальных фактах деятельности разоблаченной в США «Кубинской пятерки».


В основу картины лег документальный роман «Последние солдаты холодной войны» бразильского журналиста Фернандо Морайса о кубинских агентах, внедренных в контрреволюционные организации бывших соотечественников и сурово осужденных американской Фемидой в 2002-м. 

Солнечным утром 1990 года летчик Рене Гонсалес (Эдгар Рамирес) выпивает чашку кофе, целует жену, выруливает на взлетную полосу и угоняет спортивный биплан в Майами. Приземлившись, беглец сообщает, что устал прозябать в нищете, и просит политического убежища. Парню идут навстречу, обеспечивают жильем и работой — привлекают к операциям эмигрантского «Братства спасения».

Помимо регулярных полетов над океаном и отслеживания перемещений плотов с кубинскими диссидентами, его вынуждают «полевачить» и доставить кокаин из Гондураса для нужд организации. Рене сдает наркокурьеров ФБР, но отказывается становиться платным осведомителем конторы. За эту работу берется его друг, кубинский экспат, бывший майор ВВС Хуан Пабло Роке (Вагнер Моура). Он встречает девушку своей мечты Ану Магариту (Ана Де Армас), а Рене никак не удается вывезти семью в США. Когда же его благоверная Ольга (Пенелопа Крус) наконец получает разрешение на выезд, семейная драма оборачивается политическим триллером.

Херардо Эрнандес (Гаэль Гарсиа Берналь) объясняет супруге Рене, что тот стал агентом его «Осиной сети», дабы развалить работу эмигрантских реваншистов. Откровение ставит Ольгу в тупик: совершив побег и скрыв свои истинные мотивы, Рене обрек спутницу жизни на вечное изгойство — в глазах бывших и новых соотечественников. Тем не менее она соглашается воссоединиться с дважды предавшим ее мужем.

Бытовые неурядицы не красят шпионский жанр, но Ассайас подчеркивает: социальные связи агентов сжимаются день за днем, как шагреневая кожа. Устав притворяться, не простившись с Аной Магаритой, Хуан Пабло благополучно возвращается на Кубу с роллексом и костюмами от Гуччи. Эта рокировка фиксирует ключевой конфликт картины: верный Родине Рене и его лукавый антипод подвергаются симметричному обесцениванию. Следовательно, речь здесь идет не о «хороших и плохих рыцарях плаща и кинжала», а о перемалывающей людей системе.

Оригинальный заголовок картины Wasp Network требует дешифровки.  Первое, буквальное значение — «Осиная сеть». Одновременно WASP — аббревиатура, обозначающая американца англо-саксонского происхождения и протестантского вероисповедания, стопроцентного белого хозяина страны. Network можно перевести как рой или сообщество, электрическую цепь или схему.

Что, собственно, происходит? Укрупняя оптику, из частных семейных сцен автор выращивает многофигурную шпионскую фреску, правила игры в которой задает эксплуатирующая агентов скрытая сеть. Цель внедрения людей Кастро в организации противника объясняется просто: пытаясь обескровить режим, эмигранты организуют диверсии на кубинских курортах, являющихся основным донором островной экономики. Этим пакостям противостоят бойцы невидимого фронта: фактически герои революции жертвуют собой ради комфорта своих идейных оппонентов.

Разумеется, об этом кубинские шпионы не помышляют, и тут они прямо уподобляются насекомым, имеющим деперсонализированый разум. Рассудок роя заменяет электризующий приказ. При этом каждый элемент сети принадлежит не себе, а «семье». Но только не своей, а революционной. При этом в фильме режим Кастро дышит на ладан, и это придает самопожертвованию оттенок благородства.

В картине на скамью подсудимых попадают не пять, а десять последних «апостолов» революции. Арифметическая вольность нужна для полноты картины: ровно пятеро арестованных соглашаются дать показания против товарищей и столько же — отказываются наотрез. При этом Ассайас включает в дюжину твердых духом шпионских попутчиц — верную Ольгу и брошенную Ану Магариту. Режиссер хочет доказать нам: частная жизнь и семейное счастье недоступны борцам за светлые идеалы, ведь бросить сердце на алтарь возможно лишь среди чужих. Значит, в некотором смысле, истинный революционер — всегда шпион.

«Афера в Майами»
Франция, Испания, Бельгия, 2019
Режиссер: Оливье Ассайас
В ролях: Эдгар Рамирес, Пенелопа Крус, Вагнер Моура, Ана Де Армас, Гаэль Гарсиа Берналь
18+
В прокате с 19 марта