23.02.2013
Первое, что успевает узнать о новой работе молоденькая рыжая ЦРУшница Майя, — гражданские законы тут не действуют. Информацию из подозреваемых выбивают — в прямом смысле слова. В общем, любые средства хороши.
Идут годы, Майя с головой втягивается в работу, из хрупкой рыжей девочки превращаясь в одержимую бестию, конкретную, как пуля, которую не интересует ничего, кроме одной-единственной Цели.
Новый фильм Бигелоу рифмуется с «Повелителем бури», образуя с ним своеобразную дилогию. Там увлеченный своей работой сапер «сгорал» на работе, постепенно теряя чувство реальности. В «Цели» режиссер показывает, как на протяжении почти десяти лет медленно, месяц за месяцем, Майя теряет личность, превращаясь в невидимую тень бен Ладена.
«Цель номер один» — это «офисный триллер», действие которого лишь изредка покидает кабинеты. Только жанровая схема выворачивается наизнанку, заведомо эффектные сцены и апробированные схемы приносятся в жертву деловой беспристрастности. Так, Бигелоу лишает нас возможности близко познакомиться с героями. По сути, мы так и не узнаем ни одного из десятка эпизодических персонажей, появляющихся в фильме, ни саму Майю. Неизвестно ни их прошлое, ни будущее — уехав с Ближнего Востока, они навсегда выпадают из поля зрения. Как для самой Майи не существует ничего, кроме работы, так и для нас они — всего лишь профессионалы, которые монотонно выполняют свой долг.
Бесстрастная, по-документальному подробная и внимательная к деталям камера гипнотизирует зрителя, заставляя его войти в резонанс с ритмом этой истории. Бигелоу крепко держит руку на пульсе, не давая выхода чувствам и лишь дважды позволяя себе проявление эмоций. В самом начале на протяжении трех минут она показывает темный экран, на фоне которого звучат голоса людей, погибших одиннадцатого сентября. Второй раз — в финале.
Те, кто ждал от Бигелоу патриотического выполнения госзаказа про то, как надо образцово-показательно мочить террористов, будут разочарованы: «Цель номер один» не так однозначна, как может показаться.
Бигелоу досталось, в первую очередь, за откровенную демонстрацию жестких методов, с помощью которых добывались разведданные. На эту тему высказались, кажется, все. Исполняющий обязанности директора ЦРУ Майкл Морелл был вынужден написать открытое письмо, где заявил: «...фильм создает обманчивое впечатление, что допросы с применением пыток стали ключевым методом, который помог нам найти и уничтожить бен Ладена». В конце концов, споры о том, пытать или не пытать, сводятся к извечному вопросу о средствах и целях.
"Цель номер один" США, 2012
Режиссер: Кэтрин Бигелоу
В ролях: Джессика Честейн, Джейсон Кларк, Кайл Чандлер, Реда Катеб, Дженнифер Эль, Джеймс Ганлольфини
В прокате с 21 февраля