13.07.2016
культура: Что побудило Вас взяться за этот фильм?
Неббу: Книга произвела на меня очень сильное впечатление. Сильвен Тессон прожил в избе на берегу Байкала в полном одиночестве целых шесть месяцев. Прежде чем приступить к съемкам, я отправился на озеро, чтобы познакомиться с географией и реальными персонажами истории. Байкал потряс меня не только мощью, но и эстетикой. Вернувшись в Париж, взялся за сценарий, над которым работал почти два года.
культура: Картина повествует о том, как француз поехал в Сибирь в поисках тишины, свободы и умиротворения. Актер Рафаэль Персонас рассказал, что испытал такие же сильные чувства, будто побывал на Луне.
Неббу: Действительно, на первых порах ощущения были сверхъестественными — ходишь по замерзшему озеру в окружении первозданной красоты. Пейзажи завораживали и казались магическими.
Поражали и масштабы Байкала — не зря его называют морем. Французам трудно представить, что его длина почти равна расстоянию между Парижем и Марселем.
культура: «Изба с окном на Байкал — рецепт французского счастья», — говорил мне Сильвен Тессон.
Неббу: Я его понимаю, поскольку сам пережил нечто подобное. Это совершенно исключительный мир. Мне хотелось показать зрителям именно то, что увидел Тессон.
культура: Теперь многие Ваши соотечественники засобирались на Байкал...
Неббу: Мы не ставили себе такой цели и не предполагали, что французы в массовом порядке устремятся к его берегам. Главное, чтобы они — и любой, кто туда едет, — не портили священные места, относились к ним с трепетом. Я видел, как на протяжении последних лет Байкал все активнее обживается туристами. Боюсь, как бы он не потерял свою неповторимую ауру. Поэтому в ленте есть и экологический аспект. Наш фильм — это гимн вечной природе, которая гораздо сильнее и мудрее человека, чье пребывание на Земле мимолетно. По сравнению с ней он мал и ничтожен. Байкал — главный герой картины.
культура: «Россия для меня — вторая Родина, вторая мать, — говорил Тессон. — Ее природа наполнена духовностью». В Вашей ленте озеро и тайга величественны, но не враждебны людям.
Неббу: Так оно и есть. Мы показываем не борьбу за выживание, а нечто противоположное. Это история человека, желающего ощутить гармонию с окружающей средой, испытывающего по отношению к ней братские чувства. Когда я впервые отправился в Сибирь — на Западе ее часто ассоциируют с экстремальными условиями жизни, — был поражен приветливостью этого края. Там столько же солнечных дней, как и в Калифорнии. Конечно, зимой холодно, до минус 40. Байкал похож на гигантское зеркало, в нем отражаются леса, небеса, облака и вообще часть Вселенной. Камни и деревья, словно живые. Чувствуется присутствие Всевышнего. Я был удивлен тем, что можно ходить по воде, которую покрывает лед. Кроме того, на озере распространено шаманство.
культура: Главный герой искал уединения, а обрел настоящего друга, случайно встретившись с ним в тайге. Они абсолютно разные — Тедди жил в Париже, занимался мультимедийными проектами, Алексей двенадцать лет скрывался в лесах от наказания за убийство. Что их привлекло друг в друге?
Неббу: Для меня отправным пунктом стал «Дерсу Узала» Куросавы. Самая крепкая дружба порой возникает именно между совершенно несхожими характерами. Я хотел показать встречу двух одиночек, живущих вдали от мирской суеты. Все разное: прошлое, культура, язык, темперамент. Они мало говорят, сдержанны в проявлении чувств, но их объединяют природа, время и молчание.
культура: Каким Вам запомнилось местное население?
Неббу: Русские, быть может, не сразу открывают душу, но когда они начинают тебе верить, барьеры исчезают. Если они любят, то не знают краев. Именно в таких исключительных местах и встречаешь исключительных людей. Они помогали снимать фильм, и теперь нас связывают братские узы. Эта картина отражает мою любовь к Сибири.
культура: В Вашей ленте ледоход символизирует стихию?
Неббу: Скорее, это метафора цикличности. Лед превращается в воду, что, по всей видимости, унесет моего героя к родным берегам. Но сперва ему выпадет нелегкое испытание. Он попытается спасти тяжело заболевшего друга, а затем, по просьбе Алексея, опустит его мертвое тело в озеро.
культура: Замечательно играют актеры — Рафаэль Персонас и Евгений Сидихин. Долго подбирали исполнителя на роль беглеца?
Неббу: В Москве встречался со многими артистами. Увидев Евгения, сразу понял: он тот, кого я ищу. Колоссальная личность. Ему понравился сценарий, но не все было просто. Из-за съемок «В лесах Сибири» ему пришлось отказаться от нескольких российских телесериалов. В выборе я не ошибся. Вообще за исключением двух-трех исполнителей, в том числе актера из иркутского театра, своих героев я нашел прямо на месте. Многие не профессионалы, но отлично справились с поставленной задачей.
культура: Какие качества, на Ваш взгляд, присущи русским актерам?
Неббу: Глубина, драматизм, естественность, тотальное вживание в образ. В них в той или иной мере отражается вся русская культура.
культура: Как и в книге, в фильме часто пьют. «Многие французы не понимают, — говорил Тессон, — что водка в России — больше, чем алкоголь. Это способ самовыражения, общения, проявления искренности. Выпив, ты изливаешь душу, рассказываешь о своих тайнах. Человеку непьющему не доверяют».
Неббу: В сибирские морозы водка согревает и душу, и тело. Она устраняет преграды в отношениях между людьми. Может быть, алкоголем там немного злоупотребляют, но иначе нельзя.
культура: Во время съемок, продолжавшихся 52 дня, Ваша команда оказалась отрезанной от всего мира?
Неббу: Так было, когда мы жили в юрте на острове Ольхон — ни телефона, ни интернета. Всем нам, как и главному герою, хотелось испытать чувство изолированности.
культура: Нельзя не поражаться мужеству Рафаэля Персонаса, который в одном из эпизодов сидит в проруби и смотрит, как медведь ходит вокруг его жилища.
Неббу: Он с честью выдержал испытание при температуре минус 20. Мы снимали сцену целый день, но это не значит, что все время он мерз в ледяной воде. Рафаэль выскакивал, грелся, а потом снова туда опускался. Одновременно нам приходилось заниматься и медведем Мишей. Его мы нашли не в лесах, а в иркутском цирке. Косолапый пребывал в спячке. И нам пришлось ждать, пока он проснется. Говорят, купание в Байкале закаляет дух. Сам я в прорубь не окунался, но, чтобы погрузиться в атмосферу съемок, десять дней прожил в сибирской избе в полном одиночестве.
культура: Тессон недавно снова побывал на Байкале.
Неббу: Да, провел три недели в нашей избе. Его сопровождал Арно Юман, уже почти четверть века живущий на Байкале. В свое время он помог Тессону обосноваться в тайге. Без советов Юмана нам бы не удалось снять нашу картину.
культура: Один из Ваших последних фильмов — «Другой Дюма» с Жераром Депардье. Как Вам работалось с такой суперзвездой?
Неббу: Никаких проблем с Жераром не возникало. Я его очень люблю и как актера, и как человека. Он с огромным наслаждением играл роль Александра Дюма, она ему удивительно подходит.
культура: После Бельмондо, Делона и Депардье во французском кино нет ярких личностей. Они больше не востребованы?
Неббу: Наступила иная эпоха, изменились люди. Чтобы посмотреть фильм, не надо идти в кинотеатр, его можно найти в интернете. К тому же снимается слишком много лент и сериалов. Поэтому ореол исключительности знаменитых актеров постепенно пропадает.
культура: Какой Ваш следующий проект?
Неббу: Вместе с Рафаэлем Персонасом и Летицией Каста в парижском театре мы поставим спектакль «Сцены из супружеской жизни» по одноименному сценарию Ингмара Бергмана.
культура: Вы не собираетесь снова побывать в сибирской тайге?
Неббу: У меня ностальгия по Байкалу. Будущей зимой непременно вернусь на его берега и привезу свой фильм. Хочу показать картину тем, кто над ней работал. Очень надеюсь, что лента, которую уже купили во многих странах, найдет прокатчика и в России.