Каретный ряд

Нильс ИОГАНСЕН

28.01.2016

130 лет назад, 29 января 1886 года, немецкий инженер Карл Бенц получил патент на механическое транспортное средство с бензиновым двигателем внутреннего сгорания. С появлением машин практически сразу возникла и своеобразная культура: частные коллекции и публичные музеи «колесных повозок» появились еще в начале ХХ века.

В нашей столице специализированных автомобильных музеев — три. Плюс профильные собрания в составе других экспозиций, причем частенько именно они наиболее интересны. Ведь одно дело — просто некий безликий раритет. И совершенно другое — когда он с историей.

На «Мосфильме» все экспонаты как раз такие. Коллекция занимает несколько больших павильонов, ранее здесь располагался механический цех, где рабочие сооружали различный реквизит, в том числе самодвижущийся. Взгляд хочешь не хочешь цепляется за совершенно уникальный образец. Карета из фильма «Вий 3D» — настоящая икона стимпанка. Бронза, элегантные заклепки, многочисленные шестеренки и непонятные циферблаты: интересно, загадочно.

— Все механизмы рабочие, звездочки крутятся, колесики вертятся. Паровой двигатель самый настоящий, а салон еще и отапливается. Вот, смотрите — медный воздуховод, по нему внутрь поступает тепло. Правда, вынуждена разочаровать: сие чудо техники сделали не мы, а чехи с киностудии Barrandov, ведь картину начинали снимать у них, — рассказывает и показывает руководитель музея киноконцерна «Мосфильм» Елена Морозова.

В соседнем зале таких чудес нет, зато стоят знакомые всем нам транспортные средства. Вот Mercedes, на котором ездил Штирлиц, рядом мотоцикл из фильма «Берегись автомобиля». Как на подбор выстроились шикарные правительственные лимузины середины ХХ века, по легенде, на крайнем слева ЗИС-101 передвигался сам товарищ Берия. А в кино они возили Сталина, Молотова, того же Лаврентия Павловича и прочих вождей советской эпохи. Шикарный вишневый кабриолет Buick, опять-таки по преданиям, принадлежал последнему китайскому императору Пу И. Позднее автомобиль принимал участие в съемках «Тегерана-43».

«Руками не трогать» — эта грозная надпись висит здесь повсюду. Но так хочется прикоснуться к «Фердинанду» — автобусу из фильма «Место встречи изменить нельзя». Он наверняка помнит Владимира Высоцкого. Салон немного обновлен — в 2005-м машина прошла косметическую реконструкцию.

— Автобус делали не специально для ленты Говорухина, а просто, чтобы был: после войны точно такие же колесили по всей стране, то есть транспорт мог понадобиться для самых разных картин. Этот нам собрали в начале 70-х на ЗИЛе, он изготовлен на базе настоящего грузовика ЗИС-5, никакого новодела. Все фонарики и фары подлинные, военных времен, равно как и двигатель, он до сих пор работает как часы, — объясняет начальник участка игрового и ретротранспорта «Мосфильма» Евгений Карасев.

Правда, далеко не все машины тут могут похвастаться первозданной оригинальностью. 

— Техника на ходу, ведь это не просто экспонаты, а самый настоящий реквизит — в любой момент авто могут отправиться на съемочную площадку. Поэтому двигатели зачастую не родные, они заменены на отечественные, более ремонтопригодные. Есть и реплики, например вот этот «Руссо-Балт»: настоящий стоит в Политехническом музее, а наш ездит, возит актеров, — откровенничает Елена Морозова.

Впрочем, посетителям не всегда раскрывают подноготную. Допустим, копия броневика «Остин-Путиловец» (на базе ГАЗ-52) — для многих «тот самый», с которого речь толкал сам Ленин. В фильме, конечно, но не суть — если люди так думают, зачем их разочаровывать. На самом деле, «ленинских» броневичков на киностудии несколько, а на обозрение выставлен лишь один. Да, откровенно говоря, и «Урал», на котором Георгий Жженов гонялся за Иннокентием Смоктуновским, в зале совсем не тот. Подлинный мотоцикл где-то в запасниках, для одного из фильмов его перекрасили в фельдграу — он изображал немецкий BMW.

— У нас очень большой автомотопарк, а площади музея ограничены. Показываем далеко не все, да и техника должна работать. Поэтому экскурсоводы порой что-то приукрашивают. К примеру, Rolls-Royce, который снимался в «Новых приключениях неуловимых», на самом деле только частично «англичанин». Рама–кузов родные, а вот мотор нет. Он 1913 года выпуска, где запчасти на такой двигатель достать? Потому на нем и стоит отечественный, газовский, — рассказывает Евгений Карасев.

Раритетов с большой буквы тоже хватает. Лимузин Tatra-603 c V8 воздушного охлаждения, причем заднемоторной компоновки — уникальная штука, таких в РФ осталось всего пара-тройка единиц. Космический дизайн, элегантные обводы бортов, жабры воздухозаборников и три фары впереди — впечатляет. Да и ЗИС-110 полностью в заводской комплектации — не менее редкая вещь. Его движок, рядная нижнеклапанная восьмерка — мечта многих коллекционеров, купить такой сегодня практически нереально. И ведь этот мотор еще работает, авто периодически снимается в исторических фильмах.

Тем же, кто повернут на полной аутентичности раритетов, стоит, наверное, посетить другие экспозиции. Например, «Музей техники Вадима Задорожного» может похвастаться настоящими шедеврами тевтонского дизайна. В коллекции там имеется Horch 853A — он считается самым красивым авто всех времен и народов. А BMW-327 Sport Cabriolet и Sport Coupe той же модели признаны наиболее элегантными опять-таки за все 130 лет истории транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания. Впрочем, хватает оригинала в безупречном состоянии и в Музее ретроавтомобилей на Рогожском Валу. Особенно впечатляют наши родные «Антилопы-Гну» 20-х годов.