23 октября 1979 года

Сергей ГРОМОВ

25.10.2019

40 лет назад, 23 октября 1979-го, «Советская культура» на первой полосе опубликовала призыв ЦК КПСС: «Деятели литературы и искусства, работники культуры! Высоко несите знамя партийности и народности советского искусства, создавайте произведения, достойные нашей великой Родины!» Подобные лозунги уже не воспринимались в то время как догмы — «знамена партийности и народности» писатели,  артисты, режиссеры, художники, музыканты несли, сообразуясь с собственными моральными императивами и эстетическими предпочтениями.

К примеру, кинодраматурга Реваза Габриадзе, написавшего для «СК» очерк о своем друге, выдающемся постановщике Георгии Данелия, вряд ли волновали на тот момент установки съездов и пленумов. Суть этой публикации отчасти передает ее начало: «Странные люди эти режиссеры... Вот спросите Георгия Данелия о жанре его картин, и он пожмет плечами, скажет, что во всяком случае комедий не снимает. Разве что сделает оговорку для фильма «Тридцать три» — единственной картины, которую сам считает «чистой» комедией. А остальные — «Я шагаю по Москве», «Не горюй!», «Совсем пропащий», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон» — по мнению Данелия, вовсе не комедии, хотя в них много смеха. И это его утверждение — не поза».

Тему юмора продолжает интервью со Спартаком Мишулиным. На вопрос Эдуарда Графова о сочетании в работе актера-комика трагического и смешного, Спартак Васильевич неожиданно отвечает: «Ролью, о которой вы спрашиваете... я считаю Карлсона. Понимаете, это очень дорогое мне существо. Вы можете сказать: ну, это же веселый персонаж, дети так хохочут. Не заблуждайтесь, дети... не только хохочут, а на глазах некоторых взрослых, клянусь вам, я видел слезы... Понимаете, Карлсон — это материализованная мечта детства. Помните, он говорит: «Многие меня называют детство, просто детство...»

Среди авторов номера значится и Евгений Евтушенко, предложивший читателям одну из глав своего первого прозаического произведения — романа «Ягодные места»: «В этой главе мне хотелось передать... трагическую несовместимость первоначальных устремлений артистов того мира, где правит коммерция, с реальностью железных законов «паблисити»...»