Сергей Кравец: «Мы создаем территорию достоверного знания»

Андрей САМОХИН

26.12.2019

В эпоху интернета мы все реже заглядываем в бумажные книги. Особенно если нужна историческая или понятийная справка, уточнение. Есть же вездесущая «Вики» — «Википедия»! И если некоторым невдомек, что сведения, почерпнутые оттуда, не всегда корректны, а то и вовсе содержат намеренные фальсификации, то суверенное государство по определению не может оставаться к этому безразличным. Именно поэтому Владимир Путин на заседании Совета по русскому языку в ноябре предложил создать общенациональный электронный энциклопедический портал.

Цель, поставленная президентом, ясна: «достоверная информация, в хорошей современной форме предложенная». На портал правительство выделило около 2 миллиардов рублей, поручив работу коллективу «Большой российской энциклопедии» (БРЭ). Ее ответственный редактор, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Сергей КРАВЕЦ рассказал «Культуре» о сути и нюансах этого проекта.

Кравец: Во-первых, хочу сказать, что это все же не «электронная энциклопедия», как пока для краткости именуют проект. Интернет-версия БРЭ, 35 томов которой мы выпустили в 2004–2017 годах, существует, и она доступна. Сейчас мы ее актуализируем, поскольку многие статьи устарели. Но портал, о котором говорим, это оригинальный проект, который можно назвать продолжением энциклопедического дела в новых условиях. Нам поставили три главные задачи: сделать доступным верифицированное (то есть проверенное специалистами) знание; стать агрегатором (накопителем) информации из других источников — от академических институтов до библиотек, театров и отдельных «знатоков». И наконец, создать интерактивное пространство для многих узкотематических экспертных площадок. Систематика — алфавитная и тематическая — по отраслям науки, областям человеческой деятельности.

Собственно, статьи составят лишь небольшую часть, а БРЭ — лишь одну из основ текстовой составляющей. Это будет систематизированный свод из многих десятков тысяч компонентов, которые мы называем «слоты». Каждый включает несколько уровней информации по степени глубины и детализации. Самый нижний — энциклопедическая справка. За ней идет «статья», которую мы называем базовой — соответствующей универсальной энциклопедии. Выше располагается уровень отраслевой — то есть гораздо более подробное изложение темы. И, наконец, верхний уровень — исследовательский: монографии, диссертации, научные статьи. В целом сохраняются принцип энциклопедического описания и систематика, но при этом появляются мультизадачность и дифференциация под разных пользователей.

культура: Переход между уровнями — в один клик?
Кравец: Да, элементарно. Простой пример: базовая статья «Александр Невский» будет соответствовать аналогичной в БРЭ. Нажимаете на значок уровневого перехода, и перед вами — данные из Исторической энциклопедии, которая гораздо подробнее, а также из Православной энциклопедии, где освещается аспект канонизации Благоверного князя и его почитания. Переходите выше — получаете исследования светских и церковных историков, отсылки к электронным копиям летописей и так далее. А сбоку в отдельных окошках ссылки на иконографию, фильмографию...

культура: А простая короткая справка для тех, кто вообще впервые слышит это имя, как в «Вики»?
Кравец: Безусловно. Просто в нашем случае можно быть уверенным, что информация выверена экспертами с самого нижнего справочного «этажа». Для этого портала мы разрабатываем множество специальных сервисов — например, переход от библиографической ссылки в соответствующую электронную книгу, разумеется, если она оцифрована и выложена в Сеть.

культура: Как в этом случае с авторскими правами?
Кравец: Мы уже сейчас на пороге заключения соглашений с Национальной электронной библиотекой, с крупными издательствами. Наша задача отправить пользователя к держателям прав, хранителям этой информации, а они сами решают, открывать или продавать эти книги. Гораздо больше усилий от нас требует, скажем, механизм отсылки цитаты к первоисточнику. Мы приводим текст, откуда взята эта ссылка, причем не только опубликованных документов, но и архивов. Электронных — если они в открытом доступе. А если нет — даем архивный номер хранения, чтобы пользователь смог себе заказать этот материал.

культура: Большинство СМИ истолковали поручение президента в том духе, что создается российский портал вместо «Википедии», а некоторые даже пообещали грядущий запрет последней в Рунете.
Кравец: Конечно, ни о каком вытеснении, тем более блокировании «Википедии» речь не идет. Проекты лежат в разных плоскостях. «Свободная энциклопедия» — это справочный, а наш портал — научно-образовательный продукт с большими возможностями для пользователей. Они смогут выстраивать индивидуальную познавательную траекторию, фактически собирая собственную тематическую энциклопедию из представленных «кирпичиков». Информационной единицей является абзац. При этом появляется возможность представить (через редакцию портала) свои находки другим пользователям. Мы создаем ресурс обучающий и самообучающийся.

культура: То есть новый портал станет открытым для «народных» дополнений, подобно «Вики»?
Кравец: Не народных, а экспертных — в этом существенная разница. Открытость нашего энциклопедического портала будет ограничиваться лишь компетентностью тех, кто желает что-то внести. То есть рассматриваться могут дополнения лишь тех пользователей, кто зарегистрируется и «верифицируется» — даст подтвержденные ссылки на свои научные работы в выбранной области. Тогда он попадает в круг экспертов проекта и получает право печатного голоса на четвертом, исследовательском уровне. Все остальные пользователи тоже могут предлагать какие-то дополнения и исправления, но только через редакцию. Мы очень надеемся на участие таких добровольных помощников, например, экспертов-краеведов, часто знающих гораздо больше о своей малой родине, чем сообщают оцифрованные источники и видится из столиц.

культура: Как формируется экспертное сообщество портала?
Кравец: Без сомнения, на основе уже состоявшегося коллектива БРЭ и других энциклопедий. Но он будет постоянно прирастать за счет тех, кто хочет поучаствовать в нашем масштабном проекте — через вышеописанный механизм своей экспертной верификации. Планируется создать до 500 площадок обсуждения по каким-то проблемным темам, не слишком широким и не совсем узким. Например, не вся история Российской империи ХIХ столетия, а восстание декабристов, отмена крепостного права и т.д. Такие проблемные многовекторные темы могут стать форумами для специалистов.

культура: Исключительно российских?
Кравец: Необязательно. Эксперты могут быть из разных стран, если они специализируются на данном предмете. Единственное, что мы не возьмем на себя, — перевод их статей с других языков.


Справка «Культуры»

Хронотоп — единство пространственных и временных параметров, направленное на выражение культурного, художественного смысла. Впервые термин был использован выдающимся физиологом и психологом Алексеем Ухтомским (епископом Охтинским). Широкое распространение в литературоведении и эстетике получил с подачи философа и культуролога Михаила Бахтина.

культура: Какие еще новые особенности у этого необычного портала?
Кравец: Хронотопы. Сведения о любом географическом объекте, например городе, содержат шлейф комплексной информации о его изменениях в историческом времени. Это и новая возможность для пользователей — узнать те информационные связи, которые они, возможно и не предполагали, а с другой стороны — одна из важных структурных осей портала. Которая не позволит, скажем, поместить исторический персонаж в страну, которая еще не существовала; даст дополнительную фактологию для разных событий в разных разделах и статьях энциклопедии. Таких хронотопов, которые нужно сделать авторам, пройдя затем через рецензентов, тысячи и тысячи.

Или вот видеоиллюстрации к статьям. Чтобы наполнить ими портал, мы активно ведем переговоры с такими авторитетными организациями, как «Центрнаучфильм», «Союзмультфильм». Речь идет в том числе о создании ими видеороликов специально по нашим заказам. Ведь одна из важнейших наших задач — разработка адаптированной версии электронной энциклопедии для школ. Причем с тремя степенями адаптации: для учителей, для выполнения домашних заданий и саморазвития школьников, а также в качестве классного учебного пособия. Понятно, что последняя должна быть богато визуализирована. В наступающем году первыми предметами в этом направлении станут история и астрономия.

культура: Как будут организованы поисковые системы портала?
Кравец: Разнообразно. Есть рубрикаторы, формализованные по направлениям, есть тематический, контекстный поиск и много прочих систем. Надеемся, что активными пользователями портала станут также работники масс-медиа, книжных издательств, которые сегодня часто допускают или пропускают в публикациях грубые фактические ошибки.

культура: И все же «энциклопедическая» конкуренция, наверное, неизбежна...
Кравец: Что понимать под этим словом? Если вы хотите узнать, в какой стране находится город Аддис-Абеба, то это подскажет любой интернет-поисковик, о конкуренции здесь нет и разговора. Если же вам нужна более углубленная информация, причем желательно без диких ошибок, то здесь начинается выбор. Приведу формулу, которую высказал главный редактор «Британики», после создания ее электронной версии: вы сами можете выбирать, что вы хотите услышать по интересующему вас предмету — голос специалиста или разноголосицу неизвестных авторов. Кстати, в той же Британии попытались разработать инструкцию для пользователей, как отличить достоверную интернет-информацию от непроверенной. Но метод оказался настолько сложным, что от него отказались. Мы же на нашем портале создаем территорию безопасного, то есть достоверного знания. Никто не застрахован от ошибок, но есть механизмы, позволяющие их минимизировать. Первое: автор должен быть квалифицированным. Все статьи у нас авторские, и за конечное качество информации авторы отвечают своим авторитетом. Второе: все статьи рецензируются, проходят через службы проверки фактов, транслитерации имен и топонимов, а также через наши «библиотеки». Так мы называем внутриредакционные электронные справочники, которые во многих случаях просто не позволят вам написать неправильно, известный факт подчеркнут и поставят вопрос, подобно проверке орфографии в «ворде». Все это мы сейчас автоматизируем. Те же геохронотопы — это не то, что редактор или эксперт намеренно вызвал, а то, что автоматически вызывается как критическая справка сама по себе, как только ты заводишь какое-то название. Это технология работы с большими данными и автоматизированными поисками.

культура: При такой структурной разноплановости составляющих порталу, видимо, необходима своя програм­мная математика?
Кравец: Несомненно. Программное обеспечение специально для нас разрабатывает наш подрядчик — «БПЦ Банковские технологии». Пока на уровне создания внутриредакционной информсистемы. На этом пути хватает проблем. Есть вещи, которые нужны только для нас. Например, энциклопедический текстовый редактор. Он должен уметь, не выходя за пределы программы, использовать все типы языков, включая иероглифы и клинопись, научные и нотные системы знаков. Такой программы до сих пор не было, поскольку не было и заказчика.

культура: «Знание — сила», — говаривал Фрэнсис Бэкон. А за силу, то есть ресурс, ныне везде норовят взять плату...
Кравец: Мы не собираемся вводить никаких платных механизмов для энциклопедического портала. В отличие, скажем, от «Британики» или «Брокгауза», которые являются частными проектами. Для России же, в том состоянии, в каком она находится, пытаться коммерциализировать получение основ знаний, да еще и внутри госпроекта, было бы несколько странным.

культура: Когда дедлайн?
Кравец: К весне 2022-го мы должны сделать тестовую версию, доработать ее в течение лета с учетом предложений пользователей и представить осенью того же года готовый продукт. Мы вывели сами для себя такую формулу: наш труд должен быть долгим и тяжелым, чтобы пользователям потом было легко.

культура: Может ли столь амбициозный проект стать предметом российского интеллектуального экспорта, составной нашей мягкой силы?
Кравец: Здесь надо напомнить, что из большой мировой тройки универсальных энциклопедий: «Британика», «Брокгауз» и БРЭ, мы делаем электронный вариант последними — десятилетием позже, чем англичане и немцы. Но зато мы можем, учитывая их опыт и ошибки, создать нечто действительно передовое. Уже сейчас на начальном этапе есть интерес к порталу со стороны стран СНГ и БРИКС. Но мы не хотим «торговать воздухом». Надо сначала сделать продукт, показать, что называется, товар лицом. После этого будем готовы и к международному сотрудничеству. Во всяком случае, возможность перевода ресурса на другие языки мы закладываем.

культура: Несут ли, на Ваш взгляд, все большие энциклопедии, несмотря на подчеркиваемую объективизацию информации, скрытые идеологемы, «национальные послания» той державы, где родились?
Кравец: Разумеется, любая универсальная энциклопедия содержит дух национальных традиций, взглядов, научных методов. И это отражается в главных энциклопедических статьях. Но мы в нашем проекте не будем избегать взгляда на некоторые явления с точки зрения чужих традиций, замалчивать иные трактовки. Наша задача — представить максимально полное и точное описание предмета с опорой на задокументированные факты. Трактовки же разных социальных, политических групп, стран будут играть лишь роль дополнительных, «обрамляющих» сведений. Всем, конечно, не дашь слова, но основные противоборствующие точки зрения, укорененные в значительной части социума или у разных народов, будут представлены. Тут главное — отделить существенное и системообразующее от мимолетных флуктуаций текущего момента.

культура: Можно ли давать даже в энциклопедиях «на равных» взгляды на гитлеровский нацизм, скажем, с позиций Альфреда Розенберга и обвинителей Нюрнбергского трибунала? Или же на Евангелие, с точки зрения христиан и сатанистов?
Кравец: Во всем должна быть разумная мера вкуса и такта редактора, чтобы не помещать в энциклопедию мнения оскорбительные для пользователей. Но чаще даже вполне отвратительную идеологию можно объективно представить, снабдив ее соответствующей фактологией: таковы предпосылки этих взглядов, а вот результаты их воплощения на практике. Это лучше фигуры умолчания. У нас есть специальный сервис для таких тем, который мы называем «до и после». Но хочу отметить, что подобные острые политические или идеологические моменты занимают совершенно мизерную долю в общем массиве статей универсальной академии, основа которой — разнообразные научные знания. Знаете, какая тема вызвала на моей памяти самую жаркую дискуссию среди двух экспертных групп, которую даже пришлось выносить на президиум РАН? Называть ли ученого имярек физикохимиком или химикофизиком!

культура: А направляющей руки государства по некоторым темам не чувствуете?
Кравец: Никакого давления даже в мягкой форме нет. Когда я пришел в редакцию Энциклопедии в 2000 году, то на второй день пожаловали очень вежливые люди и отключили телефон спецсвязи. После этого я понял, что мы абсолютно свободны. Другое дело, что нам больших трудов иногда стоило получить необходимую информацию из госструктур. Отраслевые министерства с большой неохотой давали нам актуальные сведения по своей деятельности. Когда мы приводили им открытые публикации по этим темам и просили лишь подтверждения, нам часто отвечали: «А у нас эти данные засекречены».

культура: Начиная с «Государства» Платона, в истории философской и политической мысли бродит идея о благотворности управления государством избранным кругом мудрецов и, напротив, о вредности максимального раскрытия знаний для всего демоса. Нужно ли расширять «народную тропу» к энциклопедическим знаниям?
Кравец: В наступающей эре, которую иногда именуют «экономикой знаний», на мой взгляд, будет формироваться совершенно новый по качествам «золотой миллиард» — «людей знающих». Для одних будут университеты, для других «Гугл». Но такое естественное деление человечества абсолютно недопустимо перелагать в форму социальных каст вроде уэллсовских элоев и морлоков. Недопустима, по-моему, также любая форма закрытия качественных знаний. Поэтому энциклопедическая «тропа» должна быть максимально открыта для всех.


Иллюстрация на анонсе: Виталий Подвицкий