И, верно, аглицкий быть должен голосок

Денис БОЧАРОВ

17.06.2014

Если и есть в Великобритании человек, которого можно считать ответственным за создание саундтрека Лондона эпохи 60-х, то это, без сомнения, Рэй Дэвис. 21 июня один из наиболее самобытных сонграйтеров в истории популярной музыки отметит семидесятилетний юбилей.

Основанный на берегах Темзы в 1963 году коллектив The Kinks часто называют «группой № 3». После The Beatles и The Rolling Stones, разумеется, ибо данное утверждение имеет отношение только к шестидесятым — когда ансамбль, возглавляемый долговязым щербатым пареньком по имени Рэй Дэвис, сказал в музыке свое главное слово. 

Основное, что отличало The Kinks от подавляющего большинства наводнивших полвека назад просторы Туманного Альбиона групп, — нежелание творить по канонам, заложенным заокеанскими предшественниками. Парни нашли собственную нишу: иронично-созерцательное жизнеописание различных сторон британского быта. Именно поэтому The Kinks считаются «самой английской группой».  

В этом «англичанстве» не было бы ничего особенного (в конце концов что тут такого — всяк кулик свое болото хвалит), если бы не одно «но»: тонко подмеченные Рэем Дэвисом особенности британского уклада вышли далеко за пределы острова, поскольку оказались созвучными людям в самых разных уголках света. Именно поэтому главные хиты группы по сей день не утратили актуальности. Будь то наблюдения за английскими щеголями («Dedicated Follower Of Fashion»), припозднившимися гуляющими парочками («Waterloo Sunset»), вальяжными аристократами («A Well Respected Man»), еле-еле сводящими концы с концами работягами («Dead End Street») и неприкаянными неудачниками («Sunny Afternoon») — подобные зарисовки в той или иной степени интернациональны и признаков времени не имеют. 

Но куда важнее, что вся эта лирика — местами вполне миролюбивая, а порой весьма саркастическая — нанизана на восхитительные мелодии, которые в свою очередь обрамлены нетривиальными гармоническими последовательностями. Дэвис-старший (в The Kinks, помимо Рэя, играл его брат Дэйв) в лучших творческих проявлениях ни в чем не уступал тандему Леннон/Маккартни. Достаточно послушать любой альбом, выпущенный в период с 1964 по 1969 год, чтобы в этом убедиться. 

Инерция записанных на пике карьеры пластинок оказалась настолько мощной, что поклонникам в дальнейшем было, по большому счету, все равно, какими новыми опусами отметится Рэй Дэвис. Действительно, с наступлением 70-х и вплоть до выпуска последнего студийного диска в 1993 году ничего особенно выдающегося The Kinks не создали.

Но это не имеет значения. Записи группы продолжают регулярно переиздаваться, а постоянно мелькающие в прессе слухи о воссоединении коллектива, кажется, давно уже стали частью рок-н-ролльного фольклора. Сегодня старина Рэй — один из наиболее уважаемых представителей рок-пантеона. Десять лет назад королева Елизавета II удостоила Дэвиса звания командора ордена Британской империи. Главный «кинк» периодически появляется на крупнейших торжественных мероприятиях — так, церемония закрытия лондонских Олимпийских игр в 2012 году не могла обойтись без Дэвиса, исполнившего бессмертную «Waterloo Sunset». 

Рэй Дэвис — один из немногих ныне здравствующих музыкантов британской премьер-лиги рока, который пока еще не посещал Россию с концертами. Но если это когда-нибудь произойдет — аншлаг артисту обеспечен.