Режиссер-документалист Ника Стрижак: «Шаляпинский эталон пока недосягаем»

Денис БОЧАРОВ

08.06.2023

Режиссер-документалист Ника Стрижак: «Шаляпинский эталон пока недосягаем»

Состоялась премьера документального фильма, посвященного Федору Ивановичу Шаляпину. «Культура» пообщалась с автором картины «Загадка Шаляпина» — журналистом, телеведущей и режиссером Никой Стрижак.

— Год 150-летия великого русского баса широко отмечается: выходят книги, телепередачи, недавно прошел сериал «Шаляпин». Как возникла мысль снять именно документальное кино о Федоре Ивановиче?

— У меня была группа единомышленников, потому что для Петербурга Шаляпин — человек особенный. У нас в городе есть широко известный театр «Мюзик-Холл», который недавно стал называться Музыкальным театром имени Шаляпина. Он находится именно там, где был знаменитый Народный дом императора Николая II. Там Шаляпин очень много пел, в особенности в течение пяти лет перед эмиграцией. Это во-первых.

Во-вторых, снова оживились разговоры о том, чтобы поставить певцу памятник. Давно уже стоит закладной камень, и руководство театра этим вопросом сейчас активно занимается. В-третьих, обсуждается тема относительно проведения осенью текущего года конкурса оперных певцов имени Шаляпина.

Словом, вокруг юбилея нашего вокального гения рождается множество творческих инициатив, и мы подумали: а что бы еще можно было предпринять в связи со знаменательной датой? Так и родилась идея сделать документальный фильм, и Комитет по культуре нас в этом начинании поддержал.

Конечно, с одной стороны, про Шаляпина много что известно — все-таки фигура в истории не забытая. С другой, мне показалось, что есть люди, о которых надо говорить как можно больше.

— Чем вас лично, как журналиста и режиссера, привлекает фигура Федора Ивановича?

— Я много времени уделяю культурной составляющей нашего общества, и различные музыкальные истории меня всегда интересовали. Но рассказ про Шаляпина — это своего рода вызов. Потому что нечто новое про него сложно поведать: он из тех людей, жизнь которого известна практически по дням. Он и сам про себя написал две книги.

Когда дело доходит до очень известных людей — писателей, художников, музыкантов, — мы склонны уделять внимание каким-то деталям их личной жизни. Но не всегда задаемся вопросом: а благодаря чему они, собственно, прославились? И в самом деле: как рассказать, чем занимается музыкант? И в этом смысле фигура Федора Ивановича весьма показательна, поскольку при всей своей жизни напоказ, при обилии знакомств в культурной среде, он был очень серьезным музыкантом.

Поэтому, когда мы читаем книги, слушаем программы, смотрим сюжеты про неординарных творческих личностей, необходимо держать в голове, что они разительно отличаются от обычных людей — то есть от нас, простых смертных. Скажем, обычные люди вечером отправятся домой, а Шаляпин пойдет на сцену. И ведь этот шаг — не сиюминутный, за ним стоят опыт, репетиции, пробы, искания...

И поэтому мне хотелось напомнить, что Шаляпин — в первую очередь великий певец и музыкант. И уже потом — человек, с которым много чего случилось в этой жизни. А это не так просто представить в рамках часового документального фильма, как кажется. Не случайно в моем фильме принимают участие Валерий Гергиев, Фабио Мастранджело, прекрасный дирижер, художественный руководитель Театра имени Шаляпина, маэстро мировой оперы Ильдар Абдразаков и другие знаменитые артисты.

Конечно, обозначить все подробности его жизни в фильме едва ли представляется возможным. Но хотя бы обратить внимание зрителя, сподвигнуть его к прослушиванию знаменитых шаляпинских арий под несколько иным, сугубо певческим, артистическим ракурсом — такова была основная цель проекта. Хотелось, чтобы у зрителя ухо при просмотре фильма стало чуть «точнее», если можно так выразиться. Чтобы качество музыки Шаляпина было на первом месте.

— Федор Иванович был, возможно, первой настоящей «звездой» в истории российской музыкальной сцены, хотя этот термин применительно к Шаляпину звучит несколько неуклюже...

— Верно. Скорее, он был первым, к кому это слово естественным образом прилегло. Ведь он — реальная звезда на самом деле. Если представить себе условный музыкальный олимп, то, наверное, мы увидим, что Федор Шаляпин, Энрико Карузо и Мария Каллас весь ХХ век на нем и процарствовали. Да и продолжают до сих пор, откровенно говоря.

Сейчас тоже звезды есть, но они другие, понимаете... Я не хочу сказать, что времена изменились, люди измельчали и все в этом духе — нет. Скорее, сейчас у людей появилось больше соблазнов, а значит, и внимание их рассредоточивается, рассеивается. Ведь сегодня поход в оперный театр — это совсем не то, что сто лет назад. Ну куда в то время культурно образованный человек мог отправиться на досуге? В Большой, Мариинку — а куда еще? Сегодня же разброс несоизмеримо шире, а потому и внимание на больших артистах, певцах фокусируется не столь отчетливо.

— Понятно, что ни один режиссер, да и вообще художник, не раскроет всех карт своего произведения, но все же кое о чем намекните...

— Поскольку это документальный фильм, а не художественный байопик, не телесериал, мне необходимо было просто собрать документы, хронику, фотографии — у нас, к слову, потрясающий архив в Музее театрально-музыкального искусства. Думаю, кстати, что на базе этого будут издавать новую большую книгу, потому что существуют просто роскошнейшие фотографии Шаляпина. Его ведь очень много фотографировали: есть снимки, где он с детьми, друзьями, на рыбалке, на сцене и так далее.

Я, как режиссер, не отказывалась от каких-то аспектов его жизни — другое дело, что на пятьдесят фактов, которые взяла в работу, я могла бы взять еще условных пятьсот. Но от многих сюжетов и эпизодов сознательно отказывалась, поэтому можно сказать, что «Загадка Шаляпина» — это моя авторская версия, мое видение этого человека. Я попыталась разгадать эту загадку, но сказать, что мне это удалось в полной мере, я бы не рискнула. Да и не уверена, что это вообще возможно, потому что Шаляпин слишком велик.

Как получилось, что человек, у которого вообще не было серьезного классического музыкального образования, смог стать тем, кем он стал, — вот ведь в чем вопрос. Парадокс в том, что Шаляпин — для России уж точно — является единственным певцом, который, скажем так, безусловен. Никто из нас никогда его не видел и не слышал живьем, он нам достался в очень-очень старых записях. Но при этом он нисколько не устарел, шаляпинский эталон не перебит.

Вот мне и было интересно понять, почему так произошло. Почему, в отличие от подавляющего большинства музыкантов, актеров, композиторов, певцов, именно Федор Иванович Шаляпин, которого мы знаем только на слух, по-прежнему актуален. Почему он до сих пор остается безусловным мерилом исполнительского и певческого искусства.

— Возможно ли появление условного нового Шаляпина сегодня?

— Думаю, да. В том-то и дело, что такие люди появляются не «потому что» и не «вопреки» — они просто время от времени появляются. Другое дело, что Шаляпину повезло на людей, которые протянули ему руку и «вытащили». Гениальные люди рождаются — вопрос лишь в том, сумеют ли они пробиться.

У нас сейчас на пути к признанию и всенародному обожанию очень много «но» — надо преодолеть массу препон и барьеров: окончить консерваторию, устроиться в театр, найти пронырливого импресарио и так далее. Если же мы будем менее формальны в каких-то вещах по отношению к действительно талантливым людям, то, не исключено, новые Шаляпины и появятся. Надо просто их не пропустить.   

Фотография предоставлена Никой Стрижак. Фотография на анонсе -  Федор Шаляпин в 1910-е годы.