«Весна» пришла в Зарядье

22.01.2020

Александр МАТУСЕВИЧ

Фото: Катерина Дубовая

В столичном концертном зале дебютировал знаменитый детский хор.

В наступившем году всемирно знаменитый коллектив — Детский хор «Весна» имени А.С. Пономарева отмечает красивый юбилей. 55 лет назад на северо-востоке столицы, в только что присоединенном к ней бывшем подмосковном городе Бабушкине, родилось то удивительное, уникальное явление, которому суждено было стать настоящим музыкально-образовательным феноменом и завоевать весь мир. Родилось, конечно, неприметно, и тогда еще никто и предположить не мог в самых смелых мечтах, что из этого выйдет. Да и рождалось тогда подобного немало: в 1960-е Советский Союз охватило буквально хоровое возрождение, хормейстерский бум, когда любительские коллективы, и детские, и взрослые, возникали повсеместно на волне небывалого энтузиазма. Через какое-то время волна ушла, и лишь немногим суждено было остаться, выжить, превратиться из сиюминутной вспышки интереса к музыке и пению в нечто устойчивое и долгоиграющее. Одно из таких начинаний заложил молодой музыкант Александр Пономарев, для которого оно стало делом всей жизни.

Почти полвека Пономарев создавал, растил и приумножал свое детище. Из скромного хорового кружка при рядовом ЖЭКе оно сначала выросло до студии, потом преобразовалось в хоровую школу, а концертный хор на ее базе — в серьезного игрока на мировой музыкальной карте. Гастроли по всему миру, престижные награды на международных конкурсах и фестивалях, сотрудничество с выдающимися отечественными и зарубежными композиторами, музыкантами и коллективами, записи, сделанные на солидных лейблах, — все это «Весна», казалось бы, обычная «музыкалка» на окраине Москвы без специального отбора детей по строгим критериям наличия музыкальных способностей.Фото: Катерина Дубовая

Хотя, отбор, конечно, происходит — уже в процессе обучения и воспитания: кому система и режим «Весны» подходит и кто подходит ей, те остаются и с огромным увлечением творят. Наверное, отсюда и особенности звучания хора, особенности его исполнительской манеры — это всегда пение очень неравнодушное, искреннее, трепетное, неброское, но выразительное. А еще — кристальная чистота интонации, идеальный строй, баланс и гармония между партиями, мягкий пластичный звук, естественный в своей простоте, но одновременно и академически округлый, эстетичный, всегда стремящийся к красоте и совершенству.

Уже в первое десятилетие своего существования «Весна» начинает петь в лучших залах столицы — хор с такими характеристиками привлекает внимание больших музыкантов, которые приглашают детей Пономарева в свои программы, чуть позже коллектив дорастет до собственных сольников. залы Консерватории, Зал Чайковского, Колонный зал Дома союзов, позже Дом музыки — становятся обычными площадками для выступления «Весны», которые всегда рады этим детям, несущим свет и чистоту, высокие образцы классического искусства и всегда интереснейшие программы.

Январский концерт — первый для «Весны» в новом столичном зале «Зарядье», стремительно становящимся лидером классической музыкальной афиши Москвы, где звучит все самое лучшее и интересное. Для дебюта нынешний художественный руководитель институции Надежда Аверина — ученица Пономарева, а сегодня уже видный российский хормейстер, профессор Московской консерватории — предложила программу, сочетающую традиционное и новаторское. В первом отделении пели все хоры школы, кроме главного концертного коллектива: ведь «Весна» — это большая хоровая семья, где задачам музыкально-эстетического воспитания подчинена целая система, работающая много лет безотказно. Это традиция, своего рода отчетный смотр всей школы. Шесть хоров, сформированных по возрастному принципу, от самых крошечных пятилеток до подростков, исполнили обширную и разнообразную программу, в которой нашлось место и нежной лирике, и бойкому фольклору, и ярким игровым моментам. Сложность произведений шла по нарастающей — от простых песенок, исполненных в унисон, до замысловатых многоголосных композиций, объединенных в хоровые циклы, а помимо этого ребята играли на различных музыкальных инструментах, что разнообразило звуковую палитру концерта.

Второе отделение — новаторское, представленное главным концертным коллективом школы — Старшим хором. Минувшей осенью «Весна» привезла лауреатство из Барселоны, с конкурса «Еврорадио», где, помимо чисто хоровых умений, нужно было продемонстрировать и настоящий артистизм. Театрализация сегодня все больше захватывает хоровое исполнительство: академически статуарный хор современной зрительско-слушательской аудиторией уже воспринимается как архаика, все хотят элементов шоу, фактически полноценного театрально-музыкального действа, пусть и на хоровой основе. Не изменяя своим эстетическим принципам и не снижая планки, «Весна» также смело экспериментирует на этом поле. Фото: Катерина Дубовая

Предложенная программа «Венок народных песен» умело сплетает традиционное и современное, композиции, трактующие народное искусство весьма первозданно и преломляющие музыку народов мира через призму сложносочиненных авторских поисков. Песни русские, украинские, словацкие, финские, французские, латиноамериканские, индейские, африканские, китайские — столь разные, непохожие друг на друга, звучат рядом, удивляя и контрастами, и одновременно парадоксальной близостью идей и средств выразительности, ведь в основе каждой — стремление человека к красоте, любви, гармонии, миру. Красивые перестроения на сцене, придающие каждому произведению неповторимый визуальный колорит, элементы реквизита, среди которого особенно запоминаются поэтичные венки, использование звучания инструментов — от весьма привычных до экзотических, все это вместе рождает непередаваемую по силе очарования атмосферу безыскусности настоящего искусства.

Фото на анонсах: Катерина Дубовая.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть