Король и его женщина: как Эдуард VIII потерял голову и корону

Алексей ФИЛИППОВ

13.11.2021

Король и его женщина: как Эдуард VIII потерял голову и корону

13 ноября 1936-го, восемьдесят пять лет назад, король Великобритании Эдуард VIII сообщил премьер-министру Стэнли Болдуину, что он твердо решил жениться на дважды разведенной американке Уоллис Симпсон.

Вслед за этим начался громкий скандал, отголоски которого слышны до сих пор: история английского короля и американки без малого сто лет кормит глянцевые женские журналы. А в 1936-м Уоллис Симпсон дружно возненавидела вся нация. Теоретически король Англии может делать все, что ему угодно, но 1936 год — не 1536-й, когда Генрих VIII казнил Анну Болейн. (Судьбы жен этого короля английские школьники заучивают при помощи нехитрого стишка: «Divorced — beheaded — died — divorced — beheaded — survived»: развелся — казнил — умерла — развелся — казнил — пережила.) И Генрих VIII, и Эдуард VIII возглавляли англиканскую церковь, в ХХ веке королевские обязанности были важнее прав: король не мог жениться на разведенной. Казнить напомнившего об этом премьер-министра он тоже не мог. А Уоллис Симпсон, на радость вечно нуждающихся в новых темах газетчиков и к ужасу народа Великобритании, разводилась два раза.

Вот главные действующие лица этой истории: Эдуард VIII, не лишенный своеобразной харизмы интроверт — книги для него куда интереснее людей. Внешне он напоминает мороженого судака, друзей у него мало, в молодости он сторонился женщин. В двадцать четыре года завязал роман с сорокалетней женатой дамой, леди Фридой Дадли Уорд. Тот продолжался десять лет: в конце концов, 34-летний наследник британского престола сделал предложение своей пятидесятилетней подруге. Леди Уорд, как и королевскую семью, такая перспектива не обрадовала, на этом их отношения и закончились. Принц утешился с другой женщиной. Через три года он случайно познакомился с ее подругой Уоллис Симпсон. Привлекательная американка была на два года моложе принца Уэльского, ее мужем был перебравшийся в Англию американский бизнесмен. Впрочем, «привлекательной» миссис Симпсон можно было назвать с большими оговорками.

Лицо у нее было жестким, глаза острыми, губы тонкими — с такой внешностью хорошо играть лису Алису в спектаклях по «Золотому ключику» и экранизациях этой замечательной сказки. Но она была умна, остра на язык, в ней чувствовалась какая-то жгучая специя, которой явно не хватало вялому наследнику. Характер у него при этом был твердый, в принце Уэльском жило тихое, но несгибаемое упрямство. За провозглашением манифеста о своем вступлении на престол он наблюдал в компании Уоллис Симпсон — чужой жены, к тому же американки. Те, кто не знал, что происходит, сильно удивились. А те, кто был в курсе дела, поняли, что надо ждать беды.

Все это в конечном счете говорило о том, что люди, в том числе связанные писаными и неписаными правилами короли,  внутренне стали гораздо свободнее. А ограничивающие их свободу правила — гораздо жестче.

За семьдесят лет до этого наследник русского престола, цесаревич Александр Александрович оказался в схожей ситуации. Летом 1865-го цесаревич должен был отправиться в Данию, делать предложение принцессе Дагмар. В это время в его дневнике появилась такая запись:

— …Будет лучше, если я откажусь от престола. Я чувствую себя неспособным быть на этом месте, мне страшно надоедает все, что относится до моего положения. Я не хочу другой жены, как М.Э. Это будет страшный переворот в моей жизни, но если Бог поможет, то я буду счастлив с Дусенькой и буду иметь детей...

Александр Александрович был по уши влюблен в юную княжну Мещерскую, и та отвечала ему взаимностью. Вскоре в датских газетах появились сообщения о том, что цесаревич влюбился в придворную даму и собирается расторгнуть помолвку. Тогда Александр II поговорил с сыном так, что тот запомнил это на всю жизнь.

— ...Я решил отказаться от престола, потому что чувствую себя неспособным…

— Что же ты думаешь, я по своей охоте на этом месте, разве так ты должен смотреть на свое призвание? Сначала я говорил с тобой как с другом, а теперь приказываю ехать в Данию, и ты поедешь. Княжну Мещерскую я отошлю. Убирайся вон.

Больше он никогда не видел княжну: ее отправили за границу, во Франции она вышла замуж за Павла Демидова, князя Сан-Донато. Через 4 года княгиня умерла родами, перед смертью она сказала подруге, что «никого и никогда не любила, кроме цесаревича».

Но и его строгий отец влюбился в юную княжну Долгорукову, которая была моложе него на 29 лет. Он обвенчался с ней после смерти императрицы и собирался отречься от престола, дав Российской империи Конституцию.

Да и один из предшественников короля Эдуарда, Георг IV, будучи принцем, в 1785-м обвенчался с вдовой-католичкой миссис Фитцгерберт. Этот брак противоречил и законам, и обычаям и был заведомо недействительным — но в развеселом XVIII веке существовали другие представления о допустимом. Короли оставались воплощением и средоточием верховной власти, их никто не рассматривал в качестве символа государства, обязанного ему службой и связанного сетью запретов.

Когда Эдуард VIII стал королем, Уоллис Симпсон начала бракоразводный процесс. Есть до сих пор кочующий по женским журналам апокриф: на одном великосветском приеме, когда в дамскую комнату выстроилась очередь, Симпсон обогнула ее и вошла первой, сказав, что будущая королева не должна ждать. Король сообщил о том, что собирается на ней жениться, премьер-министру, архиепископу Кентерберийскому, и ведущим политикам. Кроме пытавшегося реанимировать свою политическую карьеру Черчилля его никто не поддержал, начался полномасштабный политический кризис. Черчилль советовал королю никого не слушать и жениться, не опасаясь отставки правительства и перевыборов. Премьер-министр говорил, что в этом случае предметом дебатов в парламенте станет личная жизнь короля.

Десятого декабря 1936-го король Великобритании, Ирландии и Британских заморских доминионов, император Индии Эдуард VIII отрекся от престола, процарствовав всего десять месяцев. Одиннадцатого декабря он выступил по радио и сообщил народу Англии, что «не может нести тяжелое бремя ответственности и исполнять обязанности короля без помощи и поддержки женщины, которую любит».

Бывшим подданным бывшего короля Эдуарда, да и человечеству в целом, скорее всего, повезло. Он был большим поклонником Гитлера и Муссолини, а Симпсон в правительстве считали немецким агентом. Во время Второй мировой войны такой король был бы очень полезен нацистам. После своей победы Гитлер собирался вернуть ему трон.

В 1937-м Эдуард и Уоллис Симпсон поженились во Франции. Там они оставались до войны. Во время Второй мировой герцог и герцогиня Виндзорские — такой титул получили бывший король и его жена — стали проблемой для британского правительства. После капитуляции Франции они обосновались в Португалии и тесно общались с людьми, связанными с германским посольством. Случались вещи и хуже: герцог говорил на публике, что не верит в победу Британии.

И их отправили с глаз подальше, в тропический рай, на входившие в Британскую империю Багамские острова, край лучших в мире пляжей, пальм, фламинго, игуан и 2000 коралловых рифов. Герцог стал губернатором островов — ссылка была почетной. Герцогиня Уоллис сразу же начала ремонт дворца, все в нем переделала и выставила правительству огромный счет. Лондон тогда страшно бомбили — и правительство сочло ее поступок невиданной наглостью.

После войны они снова обосновались во Франции и жили долго и счастливо: Эдуард до 1972-го, Уоллис умерла в 1986-м. Детей у них не было, зато они воспитали шестерых мопсов: Пехотинца, Джинсенга, Дэви Крокета, Блэк Даймонда, Импа и Дизраэли. О них пишут книги, снимают фильмы, их история стала мифом, олицетворением любви. Герцог Виндзорский и в самом деле был одержим своей женщиной: писали, что до конца жизни он каждую неделю дарил ей какую-нибудь драгоценность. Правда это или нет, но оставшаяся после герцогини Уоллис ювелирная коллекция и в самом деле была очень велика.

Но интересно, что ни в одном из ее писем, написанных принцу Уэльскому во время их романа, нет слова «люблю»...