За ясным солнцем вслед

Денис БОЧАРОВ

10.02.2013

10 февраля исполняется 110 лет со дня рождения Матвея Блантера. Даже на фоне великих современников, собратьев по нотному стану — Василия Соловьева-Седого, Тихона Хренникова, Никиты Богословского и Исаака Дунаевского — этот композитор стоит особняком.

«Я не страдаю манией величия, отдаю себе отчет в том, что работаю всего лишь в области популярной музыки. Так уж повелось с давних времен, что песни, какими бы широко известными они не становились, уходят из жизни — не в пример классической, большой, как я ее называю, музыке, которая в лучших своих образцах живет века», — так оценивал свой вклад в музыкальную культуру Матвей Исаакович. Поскромничал, ясное дело. «Всего лишь популярная музыка» — это «всего лишь» музыка, любимая народом. А именно такую Блантер и создавал, и поэтому многим его творениям уйти из жизни не удастся.

Блантеру принадлежат фокстрот «Джон Грей» и «Футбольный марш», «Сталин — наша слава боевая» и «Песня военных корреспондентов»...

Одной из главных особенностей советской песни был ее неподдельный оптимизм. Не оголтелый ура-патриотизм, не безудержный идеологический напор — именно здоровый оптимизм. Вселяющий бодрую уверенность, что все будет хорошо. Матвей Блантер был королем песенного оптимизма. Почти все самые знаменитые вещи композитора — «Катюша», «Летят перелетные птицы», «В городском саду играет духовой оркестр», «Черноглазая казачка» — написаны в минорных тональностях, но, несмотря на это, создают неизменно приподнятое настроение. В столь удивительном парадоксе кроется еще одна грань могучего таланта Блантера — тончайший лиризм, неизменно шедший в его песнях рука об руку с лучезарным позитивом. Сам Матвей Исаакович говорил: «По моему глубокому убеждению, лирика — один из важнейших жанров песенного искусства. Через нее можно раскрыть большую тему общественно-политического значения, в лирической песне можно воспеть высокие гражданские идеи, затронуть самые тонкие струны души человека». Именно сочетание оптимистичного заряда и глубокой лиричности придает произведениям Блантера особый шарм и гарантирует многим из них бессмертие.

Жаль, что с уходом блистательной плеяды советских композиторов первого поколения утратился уникальный рецепт создания песни на века. Тот самый, который не только придает музыкальному блюду острый сиюминутный вкус, но и оставляет долгое приятное послевкусие.