03.05.2013
Участник Каннского кинофестиваля-2010, фильм Такеши Китано «Беспредел» спустя три года наконец-то выходит в российский прокат. Эта криминальная драма — иной, нежели в предыдущих картинах, взгляд режиссера на сегодняшнюю японскую мафию: презрительно-снисходительный. Примерно на 30-й минуте за монотонными мафиозными буднями наблюдать становится так же скучно, как скучно и рутинно времяпрепровождение представителей этой среды — с их бесконечными разборками, предательствами, убийствами, переделом денег и территорий. «По понятиям» продолжает жить только Отомо (Такеши Китано) — человек старой закалки с жестоким нравом и холодным взглядом. Режиссер в ироничной форме показывает прогнившую иерархическую мафиозную структуру. Выразив в «Беспределе» свое отношение к современной якудзе, Китано, казалось бы, поставил точку. Ан нет — запятую. 16 мая выходит вторая часть дилогии — «Полный беспредел».
Эгоист, грубиян и циничный карьерист Жан-Марк (Венсан Перес) не интересуется ничем, кроме многомиллиардных контрактов, ради подписания которых готов буквально на все. Поначалу он забывает даже о свадьбе единственной дочери. В последний момент вспомнив о торжестве, незадачливый отец в спешном порядке отправляется на юг Франции, где запланирована церемония бракосочетания.
Во время путешествия он знакомится с романтичной и бескорыстной Мари (Ваина Джоканте). Любовь заставляет Жан-Марка по-другому взглянуть на свою жизнь. Светлое чувство, как в сказке, превращает героя Переса из невыносимого хама в благородного принца.
Сюжет основан на реальных фактах, созвучных «Железному потоку» Серафимовича. Война вырывает с корнем жителей провинции Ханань, убегающих со своей бесплодной земли от наступающих японских войск. Китайцев грабят и насилуют, бомбят и расстреливают.
В этих хождениях по мукам бывший землевладелец Фан теряет семью, друзей, человеческий облик и надежду. Но парадоксальным образом с надеждой не расстается зрительный зал, угадывающий, что весь этот ворох болезненных, банальных и от того еще более угнетающих перипетий совсем не случаен. Сяоган воздает отстраненную дань памяти трем бессмысленно погибшим — трем единицам из миллионов. На ритуальные жертвы этой непарадной истории смотришь как на закат, на море, на огонь, на иероглиф «дао» — эмоции излишни, сочувствовать некому, но оторваться невозможно. Потому что человек — единственное животное, закапывающее своих мертвецов, — жив памятью и о тех, кого некому было хоронить.