Skype для фюрера

Светлана ХОХРЯКОВА

06.04.2012

Идеей экранизации «Шпионского романа» Бориса Акунина продюсеры Леонид Верещагин и Сергей Шумаков загорелись давно. Более трех лет продолжалась эта история: менялись имена режиссеров — от Андрея Прошкина до Андрея Малюкова.

Сказался кризис. Группу пришлось распустить. Картину закрыли. А спустя время запустили вновь. Теперь снят не только полнометражный «Шпион» — появится еще и четырехсерийная телеверсия. С одной стороны, это всегда приводит к определенным издержкам, потому как специфика телевизионной работы диктует свои условия и накладывает отпечаток на киновариант. Однако на телеэкране получат детальное развитие сюжетные линии, от которых пришлось отказаться в основной версии, и в этом несомненный плюс для зрителя.

В режиссеры возобновленного проекта пригласили 35-летнего Алексея Андрианова, ученика Владимира Хотиненко, им и рекомендованного. За плечами дебютанта до сих пор были только короткометражки. Теперь участники проекта наперебой нахваливают молодого режиссера, сумевшего проявить себя большим затейником по части мистификаций и игры. Впрочем, в претензиях по поводу того, правильно ли он адаптировал Акунина, недостатка тоже не будет. Как справедливо заметил Федор Бондарчук: «Акунин у каждого свой».

«Шпион» позиционируется как остросюжетный приключенческий фильм, но снимали нечто вроде комикса, опираясь на символику советской эпохи и наши стереотипы на этот счет. К примеру, дверь в один из чекистских кабинетов сделана в форме пятиконечной красной звезды, и это вполне в духе фильма. Сам Акунин, судя по всему, в работе над сценарием участия не принимал, в титрах значится имя Владимира Валуцкого. При этом автор явно был в курсе дела и даже поначалу не одобрил тот факт, что в постановщики выбрали дебютанта, ибо «недолюбливает молодежь в принципе». Теперь Акунин задается вопросом: на чьей стороне герой Бондарчука, олицетворяет он силы добра или зла? Ответить не смог ни сам актер, ни первые зрители фильма, потому как все закручено в сложнопостановочную игровую структуру.

События происходят в преддверии Великой Отечественной войны, весной 1941 года, когда разворачивается операция по дезинформации Сталина относительно планов нападения Германии на СССР. Знал ли советский вождь о реальных намерениях Гитлера? Ответа на этот вопрос в фильме нет. Вообще искать историческую правду в «Шпионе» не стоит.

Олицетворением советской разведки становится пара в духе Жеглова и Шарапова из «Места встречи...» Правда, об этом думали больше исполнители, нежели режиссер, но сравнения неизбежны. Старший майор Октябрьский, возглавляющий секретный отдел НКВД, в исполнении Федора Бондарчука — а-ля Высоцкий — Жеглов. А его подопечный, спортсмен и начинающий чекист лейтенант Егор Дорин в облике Данилы Козловского напоминает Шарапова. Эти двое и вступают в схватку с виртуозами фашистского шпионажа. За интеллект отвечает опытный и несгибаемый Октябрьский. Дорин еще только постигает основы чекистского ремесла и в какой-то момент усомнится в праведности выбранного дела...

Москва предвоенных лет далека от реального города той поры. Она стилизована и дорисована в духе генплана 1935 года. Все преувеличено, доведено до абсурда и придает происходящему ирреальный характер.

Дорин расшифровывает секретный документ с указанием даты начала немецкого наступления — 22 июня. Но человек, похожий на Берию и зовущийся здесь Наркомом (играет его Сергей Газаров), слышать ни о чем не хочет, поскольку Сталин верит в честность Гитлера. Советский вождь появится на экране пару раз на гигантской обзорной площадке, откуда Москва просматривается с высоты птичьего полета. Все это напоминает картинку из каких-нибудь «Звездных войн». Имя Сталина не прозвучит, но кого играет Михаил Филиппов, догадаться нетрудно.

Задача соответствия историческому времени не ставилась ни глобально, ни в деталях. Костюмы намеренно эклектичны. Фюрер общается посредством какого-то внешне старомодного агрегата, напоминающего тем не менее современный Skype.

«Производственную» тему подкрепляет лирическая история любви Дорина к медицинскому сотруднику и просто красивой барышне в облике Анны Чиповской. А Октябрьскому придется довольствоваться менее романтичным обществом актрисы, буржуазного вида дамочки. В общем, атмосфера воссоздана типично акунинская. В любой момент мог бы появиться предок — Эраст Фандорин. Никто бы не удивился.

«Шпион» Телеканал «Россия», студия «ТРИТЭ», 2012, 99 мин. 

Режиссер: Алексей Андрианов 

В ролях: Данила Козловский, Федор Бондарчук, Виктория Толстоганова, Анна Чиповская, Сергей Газаров, Владимир Епифанцев 

В прокате с 5 апреля