Моцарт по Большому

Евгения КРИВИЦКАЯ

23.02.2013

В Концертном зале имени Чайковского сыграли «Свадьбу Фигаро» по мотивам оперы Моцарта.

На сцене суетится молодой человек в узком пиджачке, одной рукой стучит по клавиатуре ноутбука, другой — нажимает кнопки мобильника. Действительно, история о том, как ловкий секретарь Фигаро и его невеста Сюзанна проучили ловеласа-хозяина, вполне может заинтересовать сегодняшние таблоиды.

Впрочем, главное в этот вечер заключалось в музыкальной части. Большой театр взялся за творческий эксперимент: подготовить поколение певцов, способных на европейском уровне исполнять старинную оперу. Казалось бы — в чем задача? Она есть: избавиться от привычки петь галантные вещицы «жирно» и голосисто нашим вокалистам трудновато. Тут требуется особая работа, вживание в стиль, чем питомцы Молодежной оперной программы Большого театра занимаются под руководством Дмитрия Вдовина.

Музыкальный руководитель и главный дирижер Василий Синайский начал с Моцарта и в прошлом сезоне показал в концертном исполнении позднее творение мастера — «Так поступают все». Он считает своей миссией подготовить почву для воцарения Моцарта в главном театре страны. Следующим шагом стало освоение популярной «Свадьбы Фигаро». Представили ее сокращенную версию, фактически — адаптированный вариант для широкой публики, хотя в КЗЧ на такие проекты ходят подготовленные слушатели, не скучающие даже на малознакомых операх Генделя.

«Свадьба Фигаро» — опера известная, она украшает афишу одного из московских театров — «Геликон-оперы». И для чего производили операцию по изъятию всех разговорных диалогов и значительного куска второго действия, не совсем понятно. Для прояснения действия режиссер Денис Азаров придумал новый сюжетный поворот: продвинутый журналист срочно готовит в номер статью про женитьбу Фигаро; актер-тамада Дмитрий Иванов беспрерывно набирает текст в ноутбуке, скороговоркой объясняя по мобильнику, в каком месте действия мы сейчас находимся, и «фоткает» героев, появляющихся на сцене. Когда неуемный ведущий затихает на диванчике, публике удается сосредоточиться на главном: качественном пении воспитанников Молодежной программы и детально выверенной игре оркестра.

Безусловной удачей стало выступление приглашенной солистки Алины Яровой в партии Сюзанны — роль лукавой субретки подошла ей и по типажу, и по голосу. Фигаро — герой разноплановый, не чуждый рефлексии, вполне удался бас-баритону Александру Миминошвили, а вот голос Константина Шушакова (Альмавива) не всегда звучал достаточно объемно, как, впрочем, и у Александры Кадуриной, представшей Керубино. На вторых ролях не потерялись Анастасия Кикоть (Марцелина), Нина Миносян (Барбарина), Григорий Шкарупа (садовник Антонио). А вот Станислав Мостовой — Базилио чересчур «тянул одеяло на себя», манерно стелясь перед Альмавивой и строя глазки Керубино. Достойно вписались в молодежную команду опытные артисты: отличный бас Николай Казанский в роли доктора Бартоло и немецкая певица Ютта-Мария Бёнерт — на роль меланхоличной Графини своей звезды пока не нашлось.