Тема дня

  • В этих срубах есть сердце и вены В 2019 году Министерство культуры России запустило специальный проект по сохранению памятников деревянного зодчества. Этот чрезвычайно затратный и хлопотный процесс требует не только больших сил и финансовых средств, но и привлечения редких, совершенно особенных профессионалов-энтузиастов. «Свой» побеседовал с одним из них, архитектором-реставратором Андреем Бодэ.

    28.12.2019

  • В человеке все должно быть по Чехову Нарочитая бесстрастность описания, характеризующая стиль зрелого Чехова, неизменно привлекала к его произведениям выдающихся мастеров кино. Действительно, экранное искусство в первом приближении есть не что иное, как непредвзятое наблюдение через глазок неподкупного механического аппарата.

    27.12.2019

  • Колоссы на брегах Невы Атланты, держащие на плечах архитрав портика Нового Эрмитажа, — один из всеми узнаваемых символов Петербурга, наряду с Исаакиевским собором, Смольным монастырем и скульптурами Аничкова моста. Однако если имена Монферрана, Растрелли и Клодта хорошо известны, то изваявшего гранитных исполинов Александра Теребенева помнят – за пределами северной столицы – немногие.

    21.12.2019

  • Иваново царство Если бы живший в начале правления Ивана III москвич вдруг перенесся на три-четыре десятка лет вперед, то не узнал бы ни свой город, ни родную страну, попал бы в совершенно иной мир, переменившийся всего за одно поколение. Огромная, могучая держава раскинулась от Финского залива до Урала и Оби, хотя до того наши земли кончались уже за Коломной, Можайском, Клином, а дальше лежало чужое.

    21.12.2019

  • Альма-матерь и ее альма-дети Юбилеи главного отечественного вуза отмечают каждый раз на всех континентах: выпускники Московского университета живут и трудятся во множестве стран. Не такой древний, как Оксфорд или Сорбонна, МГУ тем не менее смог стать мировым «брендом» — вот уже несколько веков он играет огромную роль в судьбе России, олицетворяет ее державно-просветительскую мощь, поддерживает высокую репутацию государства в области наук, в сфере образовательного и культурного развития.

    15.12.2019

  • Слово издателя

    Помнить, чтобы жить
    2020-й объявлен у нас Годом памяти и славы. Президент принял такое решение в связи с предстоящим празднованием 75-летия Великой Победы, и у абсолютного большинства граждан России оно не может вызвать ни малейших возражений. Мы станем свидетелями грандиозных общенациональных торжеств, зрителями приуроченных к юбилею кинопремьер, театральных постановок, концертов, читателями вновь написанных книг, множества газетных и журнальных статей о самой кровопролитной в истории человечества войне... Все это, конечно же, необходимо, но — недостаточно.

  • Слово издателя

    Чтоб запомнить навсегда
    Вместе с министром культуры России Владимиром Мединским и главой Севастополя Михаилом Развожаевым мы участвовали нынешней осенью в церемонии установки закладного камня на месте будущего памятника. Монумент, который будет воздвигнут в городе русской славы, посвящается окончанию Гражданской войны.

  • Слово издателя

    Школа жизни
    23 сентября 2014-го утром с Ярославского вокзала отправился весьма необычный поезд. Его пассажирами были вгиковцы — преподаватели, студенты, выпускники. Среди них — несколько выдающихся, прославленных мастеров отечественного кино. В течение трех с лишним недель этому составу, державшему путь во Владивосток, предстояли долгие остановки в 15 российских городах, тем же, кто отправился в далекое путешествие, — встречи с благодарными зрителями, концерты, фестивали, кинопоказы, театральные постановки, мастер-классы...

  • Третий Рим

    Русь патриархальная
    Когда у нас учреждалось патриаршество — а происходило это 430 лет назад, — Русь являлась, по сути, единственной православной державой. Наша церковь уже не зависела ни от милостей ханов-султанов Востока, ни от благосклонности правителей Запада, несла народам свет православия, будучи крепкой и самостоятельной.

  • Третий Рим

    Эстафета Мономахов
    «Плавающая», сентябрьская дата празднования Дня города досталась Москве с советских времен. Как и официальный гимн столицы, хорошо знакомый каждому россиянину. В том, что эту традицию у нас сохранили, нет ничего плохого и даже мало-мальски спорного. Однако, признавая ценность преемственности поколений, вспоминая славную историю Москвы, нелишне обратить внимание и на те полузабытые ныне традиции, которые наши далекие предки считали сакральными, вечными.

  • Родное слово

    «Мой костер в тумане светит...»
    Хороших поэтов в России XIX столетия было удивительно много. Кто-то вошел в историю литературы с меткой «гениальный». Другие слыли просто «классиками» и таковыми остаются в массовом восприятии по сей день. Третьим повезло меньше, у наших современников особых почестей они не удостоились и если упоминаются время от времени в исторических обзорах, то, как правило, в длинном ряду — по соседству с более именитыми. Николай Некрасов, Федор Тютчев, Афанасий Фет, Аполлон Майков, Алексей Кольцов, Яков Полонский... — среди поклонников отечественной поэзии найдется немало и тех, кто имя последнего, не обинуясь, поставит в начало любого списка. И по-своему будут правы.

  • Родное слово

    Еще неведомый избранник
    В сложившемся к концу XIX столетия национальном пантеоне литературных божеств его место было по правую руку от Пушкина. Вольнодумному Лермонтову стали ставить памятники в России еще тогда, когда подобной чести из поэтов-писателей удостоились не просто единицы — пальцев одной руки довольно, чтобы перечесть.

  • Служу России

    Рассудку вопреки, наперекор стихиям
    В истории литературы он остался автором одной — зато какой! — комедии, хотя, кроме «Горя от ума», его перу принадлежат несколько стихотворений и водевилей, а также отрывки из неоконченных произведений. Лишь небольшие фрагменты дошли до нас от трагедии Александра Грибоедова «Грузинская ночь» — слушатели, современники автора, находили ее еще более талантливой, чем «Горе...». Но превыше всего — пример поразительного благородства и редкой отваги, явленный нам в судьбе этого чрезвычайно одаренного, не умевшего лишь прислуживаться человека.

  • Служу России

    Разведка путешествиями
    Этот землепроходец преодолел за свою жизнь более тридцати тысяч километров в нехоженых районах Азии, а все встреченное на пути — от флоры и фауны до этнографических и политических реалий — описывал с научной скрупулезностью. Блестящий ученый, почетный член Петербургской и множества европейских академий, настоящий патриот и неисправимый романтик Николай Пржевальский снискал себе в веках не только национальную, но и всемирную славу.

  • Служу России

    Домосед на краю империи
    О Владимире Арсеньеве вспоминают в последнее время часто. Всплеск интереса к этому неординарному писателю и исследователю, надо полагать, ждет нас в сентябре нынешнего года, когда со дня рождения Владимира Клавдиевича исполнится 145 лет. Его именем названы в России город и поселок, ледник и горная вершина, многочисленные улицы и школы... Каким был автор легендарного романа «Дерсу Узала»?

  • Культурная эволюция

    «Книжное учение во вкусе есть сладко...»
    «Аз, буки, веди страшат как медведи», «Юс да ижица — конец делу ближитца» — эти непонятные современному школьнику поговорки напоминают о временах, когда выучить азбуку было весьма непросто. Старинные методики обучения грамоте сегодня кажутся слишком архаичными, неудобными, даже путаными, однако следует признать: на протяжении многих веков свою задачу они успешно выполняли, служа делу народного просвещения, развития и становления великой нации.

  • Культурная эволюция

    Иван Сытин: «Единственное благо человека — быть грамотным»
    Со своими тремя классами образования он был известным на всю страну просветителем, водил дружбу с Львом Толстым и Антоном Чеховым, Иваном Буниным и Ильей Репиным, а также многими другими блестяще образованными людьми. Беседовал о делах государственной важности с Сергеем Витте и Петром Столыпиным, хотя в полицейских кругах слыл фигурой «неблагонадежной, замаранной либерализмом». Не раз хаживал на приемы в Зимний дворец и к Александру III, и к Николаю II, а в 1918 году в Смольном подписал свою книгу Ленину, назвав того «глубокоуважаемым».

  • Возвращение имени

    Не ты, но судьба виновата была
    Имя этой царицы в народной памяти почти стерлось. Евдокию Лопухину сегодня помнят лишь знатоки истории, насельники связанных с судьбой опальной государыни монастырей да сотрудники музеев, хранящих артефакты сложной, весьма противоречивой петровской эпохи. В 2019 году со дня рождения первой жены царя-реформатора исполнилось 350 лет, однако эту дату отметили немногие.

  • Возвращение имени

    Сибирский радетель

    Портрет этого не знавшего страха генерала, героя Отечественной войны 1812 года, находится в Военной галерее Эрмитажа, а имя упоминается на восьми мраморных досках в Галерее воинской славы Храма Христа Спасителя. Петр Капцевич, первый генерал-губернатор Западной Сибири, весьма потрудился ради того, чтобы Россия прирастала по всем известной формуле Ломоносова.


  • Возвращение имени

    Защита Вандама
    Имя Алексея Вандама (Едрихина) в советское время было «забыто». Русский военный разведчик, выполнявший свои миссии в Трансваале (во время Англо-бурской войны), на Дальнем Востоке и в Европе, блестящий аналитик, способный в кратчайший срок овладеть любым языком и в нужный момент точно оценить качество взаимоотношений России и Запада, он стал, по сути, основоположником нашей геополитической науки.

  • Великие реалисты

    Фамильные ценности
    Зинаида Серебрякова — художница, не совершившая революции в искусстве. Всю жизнь была верна классике, писала пейзажи и натюрморты. А также женские и детские портреты, благодаря которым вошла в историю. В эпоху исторического перелома, расцвета новых художественных течений Серебрякова придерживалась однажды выбранной линии, не пытаясь изменить вечному с сиюминутным. И творила так, словно на ее глазах не рушились миры, не исчезали империи.

  • Великие реалисты

    Эпоха Веры
    Вера Мухина — создатель эталонных скульптур советской эпохи: «Рабочий и колхозница», «Крестьянка», «Хлеб». После революции могла эмигрировать, подобно старшей сестре Марии Мухиной, и безбедно жить на семейные капиталы. Однако Вера Игнатьевна осталась, пережила тяжелые годы Гражданской войны и обрела новый стиль: торжественный, монументальный, отсылающий к античности и даже архаике.

  • Плоды просвещения

    Альма-матерь и ее альма-дети
    Юбилеи главного отечественного вуза отмечают каждый раз на всех континентах: выпускники Московского университета живут и трудятся во множестве стран. Не такой древний, как Оксфорд или Сорбонна, МГУ тем не менее смог стать мировым «брендом» — вот уже несколько веков он играет огромную роль в судьбе России, олицетворяет ее державно-просветительскую мощь, поддерживает высокую репутацию государства в области наук, в сфере образовательного и культурного развития.

  • Плоды просвещения

    От тевтонов до невтонов
    По хрестоматийному выражению Пушкина (списавшего, как говорят, афоризм у венецианца Франческо Альгаротти), Петр I в Европу прорубил окно. В этот распахнутый иллюминатор «надуло» много чего — и xорошего, и разного. Занесло и передовую западную ученость, бастионом коей стала Петербургская академия. Сей «штаб наук» исправно поработал на укрепление российской державности. При этом саму Академию прогрессировавшие в быстроте разума отечественные Невтоны не раз пытались освободить от «немецкого ига».

  • История одной песни

    Шедевр на троих
    В бескрайнем море мировой поп-культуры советская эстрада представляла собой как бы отдельный, непотопляемый остров. В уходящем году мы отмечали юбилеи выдающегося композитора Александры Пахмутовой и превосходного певца Александра Градского, и как тут не вспомнить об их главной совместной удаче — глубоко лиричной, проникновенной, погружающей в воспоминания о прошлом песне «Как молоды мы были».

  • История одной песни

    А город подумал: ученья идут...
    50 лет назад, 6 апреля 1966 года, на окраине Берлина произошла трагедия, послужившая впоследствии основой для пронзительной песни. «Огромное небо» и сегодня на слуху, причем не только у наших соотечественников — переведенная на многие языки, эта композиция хорошо известна во всем мире.

  • Званый гость

    В этих срубах есть сердце и вены
    В 2019 году Министерство культуры России запустило специальный проект по сохранению памятников деревянного зодчества. Этот чрезвычайно затратный и хлопотный процесс требует не только больших сил и финансовых средств, но и привлечения редких, совершенно особенных профессионалов-энтузиастов. «Свой» побеседовал с одним из них, архитектором-реставратором Андреем Бодэ.

  • Званый гость

    Помнит Вену, помнит Альпы и Дунай
    Настоящих фронтовиков Великой Отечественной осталось, увы, совсем немного. Героев Советского Союза среди них и вовсе горстка, Сергей Никитич Решетов — из этой славной плеяды. Он прошел боевой путь от предгорий Кавказа до Альпийских гор. Не избежал ранений. Прошлое и сейчас часто напоминает о себе 96-летнему ветерану. Война — это навечно, как сидящий глубоко внутри вражеский осколок.

  • Званый гость

    Юрий Кублановский: «90-е принесли настоящую катастрофу»
    Поэт, искусствовед, литературный критик, лауреат многих премий (в том числе Патриаршей имени Кирилла и Мефодия), он нередко комментирует политические события, говорит, что история у него «в крови», а «железную поступь Командора-времени невозможно не ощущать на собственной шкуре». «Свой» побеседовал с Юрием Кублановским о непростых уроках прошлого и настоящего, конфликтах и противоречиях в среде российской интеллигенции, о Достоевском и Бродском, современной литературе, о крахе советского государства, произошедшем четверть века назад.

  • Стоп-кадр

    Большой хороший человек
    В истории наших искусств есть актеры, которых оценивают заслуженно высоко, но неверно: хвалят, любят, даже превозносят, однако числят по ведомству, в котором артист не служил, куда всего лишь наведывался в регулярных краткосрочных командировках. Одна из таких неправильно классифицированных звезд нашего экрана и русского театра — Вячеслав Невинный.

  • Стоп-кадр

    Не только Анискин
    В актерской среде разделение на амплуа — дело понятное. Однако базовым навыком остается обаяние, так как если артист его лишен, если не располагает к себе зрителя на психофизическом уровне, то ум и высокие убеждения теряют смысл. От Михаила Жарова оторваться решительно невозможно. И пусть он играет что заблагорассудится — зрители в неизменном восторге даже спустя десятилетия.

  • Трапезная

    Гусь — птица праздничная
    Археологи утверждают, что на раскопках наших древних городов утиные и гусиные косточки находят чаще, чем куриные. Русские люди любили гусятину. И всегда умели ее готовить. Особое рождественское угощение, украшение святочного стола — отменно приготовленный гусь.

  • Трапезная

    Они сошлись: и мед, и пламень
    Многие ли соотечественники знают, как приготовить хороший — приятный, полезный, согревающий в холодное время — сбитень? Вопрос риторический — при том, что много веков он считался нашей гастрономической достопримечательностью (иностранцы называли его «русским глинтвейном»).

  • Трапезная

    Насолить по полной
    «А вот лесная наша говядинка, грыб пошел! Пахнет соленым, крепким. Как знамя великого торга постного, на высоких шестах подвешены вязки сушеного белого гриба...» — читаем в «Лете Господнем».

  • Слово издателя

    Грудь в крестах или голова в кустах
    Одним из важнейших общественно-политических событий за последние недели стало проходившее в Кремле заседание Совета по русскому языку. Большой резонанс мероприятию придало выступление Владимира Путина, который высказался о необходимости «сбережения, развития и распространения русского языка, русской литературы».

  • Слово издателя

    С опорой на собственного зрителя
    Разговоры о настоящем и будущем отечественной киноиндустрии нередко сводятся у нас к теме зависимости от Запада, к вопросу о том, надо ли культивировать в России зарубежные (прежде всего голливудские) идеи, технологии, практики? Ответ прост и даже банален. Нужно перенимать все полезное, отбрасывая за ненадобностью то, что плохо приживается в наших условиях.

  • Третий Рим

    Иваново царство
    Если бы живший в начале правления Ивана III москвич вдруг перенесся на три-четыре десятка лет вперед, то не узнал бы ни свой город, ни родную страну, попал бы в совершенно иной мир, переменившийся всего за одно поколение. Огромная, могучая держава раскинулась от Финского залива до Урала и Оби, хотя до того наши земли кончались уже за Коломной, Можайском, Клином, а дальше лежало чужое.

  • Третий Рим

    Вера и правда Московской Руси
    665 лет назад, 12 октября, родился будущий князь Московский и великий князь Владимирский Дмитрий Иванович Донской. За свою относительно короткую жизнь он сделал немало для того, чтобы Москва со временем стала единым центром великой страны и всего православного мира.

  • Родное слово

    Гармония от Исаковского
    Он был страстным книгочеем и неутомимым правдоискателем, строгим критиком в отношении собственных и чужих стихов. Та внимательность к окружающему миру и просвещению, которую проявлял когда-то весьма смышленый, напоминавший толстовского Филипка мальчишка в лаптях, сохранилась в нем до последних дней. А стихи его все так же, как и тридцать, пятьдесят, восемьдесят лет назад, звучат в России повсеместно. И согревают — как родной огонек.

  • Родное слово

    Воскреснуть. Вернуться в Россию — стихами
    В большом, зычном хоре русской литературы голос Георгия Иванова звучит не очень громко. Стихотворец был чрезвычайно даровит, но и вокруг него талантов всегда хватало. Прослыв на родине кудесником слова, еще большую известность он обрел в эмиграции, став, по мнению критиков, первым поэтом России на чужбине, при том, что конкурентами Иванова выступали мастера выдающиеся и даже классики.

  • Родное слово

    Сокровенный человек
    В русской литературе ХХ столетия, пожалуй, нет ни у кого такой же бесспорной репутации, как у Андрея Платонова. Его талант признавали и идейные противники, и совершенно безыдейные недруги. С годами слава самобытного, ни на кого не похожего писателя только росла, достигнув своего пика на исходе бурного, перенасыщенного событиями века.

  • Служу России

    Щит и меч
    Привыкнув к мирному небу над головой, мы редко задумываемся, что обязаны этим — вот уже более полувека — нашей могучей триаде, включающей в себя атомное оружие наземного и морского базирования, а также ядерную компоненту Военно-воздушных сил. Основу национальной обороны в свое время составили пусковые установки Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) — надежный русский щит, который может мгновенно превратиться в неотвратимо карающий меч-кладенец.

  • Служу России

    Юмор стратегического назначения
    Русские люди — народ веселый, любят и других повеселить, и сами посмеяться. В особенности это касается служивых, чей трудный быт постоянно скрашивается шуткой, розыгрышем, анекдотом разной степени пристойности. О том, что у наших солдат и командиров вызывало веселый смех или как минимум улыбку в прежние годы, рассказывает бывший военспец, а ныне популярный писатель, автор книги «Армия шутит...» Валерий ШАМБАРОВ.

  • Культурная эволюция

    Кольца Сатурна
    Слава Софьи Ковалевской как выдающегося ученого затмевает другую ее историческую заслугу. Первая в России женщина-профессор добилась для себя и других представительниц «слабого пола» неотъемлемого права служить науке наравне с мужчинами. Ее девиз: «Говори, что знаешь; делай, что обязан; и пусть будет, что будет!» — равно подходит всем, кто стремится сделать мир лучше, добрее, справедливее. И для этого не нужны ни социальные, ни сексуальные, ни культурные революции.

  • Культурная эволюция

  • Культурная эволюция

    Блистательна, полувоздушна
    Богиня танца, русская Терпсихора — каких только эпитетов не удостаивалась Авдотья Истомина. Необыкновенная красавица и великолепная танцовщица, чей талант воспел Пушкин, была не только любимой ученицей балетмейстера-реформатора Шарля Луи Дидло, но и причиной известнейшей дуэли, в которую оказался втянут сам Грибоедов.

  • Возвращение имени

    Не прогрессист, не либерал
    Либерализм, о котором в последние годы говорят очень много, был экспортирован в Россию в середине XIX века. Именно он стал питательной средой для последующих революций, обретя во всех сословиях огромную армию сторонников. Как это ни странно, открыто противостоять тем тенденциям отваживались немногие.

  • Возвращение имени

    Рыцарь обреченный
    Имя писателя Сергея Ауслендера хорошо известно ныне лишь относительно узкому кругу профессионалов и знатоков отечественной литературы. Хотя когда-то его книги высоко ценили многие соотечественники — за великолепный язык, утонченность. Судьба этого незаурядного человека могла бы лечь в основу увлекательного романа, при том, что в его биографии и по сей день немало белых пятен.

  • Великие реалисты

    Колоссы на брегах Невы
    Атланты, держащие на плечах архитрав портика Нового Эрмитажа, — один из всеми узнаваемых символов Петербурга, наряду с Исаакиевским собором, Смольным монастырем и скульптурами Аничкова моста. Однако если имена Монферрана, Растрелли и Клодта хорошо известны, то изваявшего гранитных исполинов Александра Теребенева помнят – за пределами северной столицы – немногие.

  • Великие реалисты

    Игра в классиков
    Константин Сомов вошел в историю как один из самых рафинированных художников начала XX века. Выразитель декадентской, изломанной эпохи стал одним из основателей объединения «Мир искусства». Получил признание, хорошо зарабатывал — даже в эмиграции, но до конца дней сомневался в собственном таланте. В ноябре исполняется 150 лет со дня рождения «великого самозванца» Сомова.

  • Великие реалисты

    Крестьянская рапсодия
    Художник Константин Савицкий порой воспринимается как персонаж исторического анекдота: мастер изобразил мишек на знаменитом полотне Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу». На самом деле вклад Константина Аполлоновича в искусство второй половины XIX века куда значительнее. Участник Товарищества передвижных выставок и создатель Пензенского художественного училища сумел запечатлеть Zeitgeist, дух времени. А заодно воплотил в своем творчестве константу русской культуры: литературоцентричность.

  • Плоды просвещения

    Русский Расин
    У Вильгельма Кюхельбекера есть крылатые строки: «Горька судьба поэтов всех племен; тяжеле всех судьба казнит Россию». К образу Александра Сумарокова (1717–1777) эта горькая истина вполне применима. Ему довелось испытать немало мытарств при жизни, а посмертной славы, достойной его талантов, увы, не получилось. При том, что именно он был первым русским профессиональным литератором, всю жизнь посвятил изящной словесности и театру, во многих жанрах стал первопроходцем. Умер же в нищете, с клеймом безумца. Не пора ли восстановить справедливость, хотя бы по случаю трехсотлетия со дня рождения Александра Петровича, которое отмечается 25 ноября?

  • История одной песни

    Родной огонек
    Есть песни, место которым уготовано не только в учебных пособиях по теории эстрадного искусства, но и в народной судьбе, в нашей общей исторической памяти. Достаточно услышать знакомую протяжную фразу: «На позиции девушка провожала бойца», и мы, знающие о войне лишь по книгам, фильмам да черно-белым фотоснимкам, мысленно переносимся в 1941 год, где, будто сквозь магический кристалл, видим ту самую «фронтовую семью», бойцов, защищавших Родину.

  • История одной песни

    Весело, весело встретим Новый год!
    Эту замечательную новогоднюю песенку буквально с младенчества знает и без проблем напоет, как минимум ее первый куплет, всякий русский человек. А в игре вроде «Угадай мелодию» практически любой участник даст правильный ответ, услышав всего лишь две начальные ноты: «Ма-лень... (соль-ми...)».

  • История одной песни

    Не улыбнется даже, ну и пусть
    В отечественной музыкальной истории немало ушедших в народ песен, написанных на основе произведений литературных классиков. Вспомним замечательный романс «На заре ты ее не буди» на стихи Афанасия Фета, «Зацелована, околдована» Николая Заболоцкого, «Уж сколько их упало в эту бездну» Марины Цветаевой, «Казачью колыбельную» Михаила Лермонтова. Однако славная традиция канула в Лету. Созданная почти тридцать лет назад Александром Барыкиным песня «Букет» является последним на сегодняшний день образцом удачного синтеза поп-музыки и хрестоматийной лирики.

  • Званый гость

    Валентин Лавров: «Бунин презирал смутьянов и бездельников»
    Известный литературовед, журналист, автор исторических детективов и коллекционер раритетных изданий Валентин Лавров дебютировал как писатель в конце 1980-х, когда ему было уже за пятьдесят. И сразу — с историческим романом-хроникой «Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции», по сути, первым в СССР полноценным документально-художественным повествованием о жизни классика на чужбине.

  • Званый гость

    Захар Прилепин: «Наш фильм о Донбассе попал в лонг-лист «Оскара»
    Писатель Захар Прилепин вот уже несколько лет живет в Донецке. Он — замкомбата спецназа армии Донецкой народной республики, а «по совместительству» — глава благотворительного фонда, оказывающего финансовую поддержку жителям Донбасса. Поговорить с Захаром удалось в начале лета, когда он на пару дней приезжал в Москву — записать несколько авторских телевизионных программ.

  • Стоп-кадр

    В человеке все должно быть по Чехову
    Нарочитая бесстрастность описания, характеризующая стиль зрелого Чехова, неизменно привлекала к его произведениям выдающихся мастеров кино. Действительно, экранное искусство в первом приближении есть не что иное, как непредвзятое наблюдение через глазок неподкупного механического аппарата.

  • Стоп-кадр

    Единственный, несравненный, оглушающий
    В фильме «Дневник директора школы» его персонаж заявляет: «Они думают, что я человек мягкий. А я человек твердый». Внешне субтильному — но не аристократического, а скорее разночинного вида, — с довольно высоким, резким, порой скрипучим голосом, Олегу Борисову, казалось бы, изначально подходил какой-то другой, неброский и непубличный род деятельности. Во всяком случае, не ипостась премьера, лидера, властителя дум. И все-таки ключевое слово в этом допущении — «казалось бы»...

  • Стоп-кадр

    Пик кинематографии
    Сто лет назад, когда свирепствовала Гражданская, усугубленная иностранной интервенцией война, совслужащие объединили усилия с киношниками, чтобы отыскать самую короткую и верную дорогу к сердцам-умам малообразованной или даже совсем неграмотной многомиллионной массы. Именно тогда у нас была впервые манифестирована на государственном уровне — самим фактом учреждения киношколы — насущная необходимость качественного масскульта. ВГИК — кузница кадров, творческая лаборатория, первое на планете государственное образовательное учреждение в сфере кинематографа.

  • Трапезная

    Когда ни делай студень — всегда удовольствие
    В главе «Домостроя», рассказывающей о том, «как дома животину всякую разводить, и еду и питье держать всегда», одно из гастрономических преимуществ говядины описывается так: «...рубцы и губы, и уши, и ноги коровьи во весь год сгодятся на студень; когда ни делай студень — всегда удовольствие».

  • Трапезная

    Едим по-графски
    Это кушанье выделяли среди прочих российские императоры и великие князья. Его заказывали в трактирах и ресторанах представители знати, купечества, просто состоятельные люди, любившие вкусно поесть и предпочитавшие национальную кухню. Споры о происхождении гурьевской каши ведутся до сих пор, и вряд ли когда-либо будет совершенно точно установлено, кто ее придумал.

Закрыть