Андреевский знак
30.11.2018
Первый орден в нашей стране учредили 320 лет назад в честь Андрея Первозванного. Почему именно этого святого выбрала российская власть? Весомых причин, духовных и политических, тому было несколько. По древнему преданию, апостолу Андрею некогда выпал жребий нести свет Евангелия на север, во Фракию и Скифию. В житиях отмечается, как он через Синоп и Грузию попал на Северный Кавказ, проповедовал в Крыму — в Боспорском царстве, Феодосии, Херсонесе, создал там христианские общины. Много позже князь Владимир примет в тех местах святое крещение и распространит православную веру на весь русский народ.
Путь апостола
К фракийцам св. Андрей переправился на корабле. В городке Византий, будущем центре православия, основал церковь, рукоположил первого епископа Стахия. Есть сказания и о том, как Андрей Первозванный продвигался в глубь будущей России. Поднялся по Днепру, благословил место, где предстояло возникнуть Киеву, затем, согласно «Повести временных лет», добрался до Волхова.
В Рим вернулся через Балтику. В Греции, в Патрах принял мученический венец. Апостола распяли на косом кресте, который стал называться Андреевским.
Религиоведы отмечают: предание о путешествии по землям наших предков было внесено в летописи в 1116 году повелением Владимира Мономаха. Но глубоко верующий государь вряд ли позволил бы себе сочинять вольные сюжеты об одном из первых учеников Христа. Эта история была прежде известна в Греции, а по Руси ходила в нескольких версиях. Новгородские источники указывали, что св. Андрей воздвиг крест на Волхове (там, в селе Грузино, в XVI веке хранился оставленный апостолом чудотворный жезл). На Валааме он обратил в христианство языческих жрецов, порушил капища, водрузил каменный крест.
Некоторые ученые воспринимают эту информацию как абсолютно недостоверную, однако видный богослов XIX века митрополит Макарий (Булгаков) указывал: «Предание о благовестии святого апостола Андрея даже во внутреннейших областях нашего Отечества не заключает в себе ничего невероятного, и нет основания отвергать его безусловно или принимать за одну идею». Действительно, историческим фактам оно не противоречит.
Археологические раскопки показывают: торговый путь по Днепру и Волхову в ту пору уже действовал. Более того, находки на Валааме свидетельствуют о том, что центр христианства там очень древний. Вполне вероятно, что он существовал задолго до крещения Руси.
Римляне называли Балтику Венедским заливом, писали про развитое у праславян-венедов судоходство. С южного балтийского берега пролегал до Венеции «янтарный путь», по которому регулярно ходили купцы. Как раз во времена Андрея Первозванного император Нерон посылал в Прибалтику своего приближенного закупать янтарь.
Включение предания в летописи по повелению Мономаха не случайно. В Византии на государственном уровне было установлено почитание св. Андрея как основателя Константинопольской церкви. Западная, латинская, претендовала на исключительность и верховенство, поскольку римские епископы (папы) нарекли себя ставленниками св. апостола Петра.
Но Андрей был старшим братом — «первозванным» — тем, кто пришел к Спасителю первым. На этом Восточная церковь обосновывала свою независимость и равноправие по отношению к Западной.
Русь и Византия
Древняя Русь была связана с Византией весьма тесно, хотя политические коллизии складывались по-разному. Так, император Михаил Дука чрезвычайно нуждался в помощи Киева и сосватал за своего брата дочь великого князя Всеволода Ярославича, а царский секретарь, видный ученый Михаил Пселл, стал использовать для укрепления союза предание о путешествии св. Андрея в Скифию. От лица государя он писал Всеволоду: «Духовные книги и достоверные истории научают меня, что наши государства оба имеют один некий источник и корень и что одно и то же спасительное слово было распространено в обоих, одни и те же самовидцы Божественного Таинства и Его вестники провозгласили в них слово Евангелия». Именно Всеволод, отец Мономаха, построил в Киеве в 1086-м первый храм в честь св. апостола Андрея.
По византийскому праву все православные, окормлявшиеся Константинопольской патриархией, считались подданными императора. Греки периодически силились подмять Русь через церковные структуры. Великих князей признавали лишь «архонтами» (такой титул в империи носили начальники провинций). Престиж Руси в отношениях с Византией сильно подорвал великий князь Святополк Изяславич. Император Алексей I Комнин обращался к нему фактически как к вассалу, стремился через митрополию регулировать политику, а в период усобиц отобрал Тмутараканское княжество.
Владимир Мономах, сменивший на престоле Святополка, решительно одернул греков. Он и сам по материнской линии принадлежал к византийскому царскому роду. Его зять Лев Диоген, являвшийся претендентом на греческий престол, получил от Владимира Всеволодовича воинов и захватил ряд городов на Дунае. Но к Диогену подослали шпионов и отравили его.
Тогда русский князь решил тряхнуть империю как следует, начал собирать войско. Завоевательный поход не понадобился: Алексей I Комнин умер, а его сын Иоанн предпочел любой ценой замириться с Русью, попросил у Мономаха руки его дочери для своего наследника, прислал необычные дары — императорские одежды, венец, скипетр. По сути — капитулировал, признав великого князя равноправным царем. Именно при этих обстоятельствах вышло историческое распоряжение — внести в официальные летописи предание о путешествии св. Андрея по землям наших предков. Отныне устанавливалось равноправие духовное и политическое, признавалось, что Божие благословение пришло к нам не от греков, а было принесено святым апостолом — тем, кто принес его и в Византию. Андрей стал почитаться как покровитель русской державы, и отсюда — происхождение нашего первого ордена.
Под счастливой звездой
Государственные награды за особые заслуги существовали на Руси издревле. Князья, бояре и другие предводители жаловали героев лучшими трофеями — оружием, конями. Археологи находят в воинских погребениях золотые монеты с отверстием или специально сделанным ушком, они пришивались на одежду и служили знаками отличия. Из летописей известно о награждении гривнами. Это был золотой или серебряный обруч, носившийся на шее, запястье, весил он значительно больше, нежели монета, соответственно награда являлась более значимой.
Сохранялись подобные традиции и в Московской Руси. Отличившихся подданных государи жаловали шубами со своего плеча, кубками, чашами и другими ценными вещами. Иностранцы даже насмехались над этим, говорили, что властители слишком дешево ценят своих героев. Хотя дары нередко сопровождались и пожалованием земельных наделов. Шубы и кубки не были обычной одеждой или утварью, они отмечались в Разрядных книгах, то есть являлись полноценными наградами за службу. Наряду с обычными монетами московские властители, начиная с Ивана III, чеканили специальные жалованные «золотые» и позолоченные «копейки» — эти прообразы медалей носили на одежде или на шапках.
На орденские знаки Петр I обратил внимание во время Великого посольства в Европу. В то время под орденом подразумевалось не что иное, как братство рыцарей, а наградой считалось принятие в его ряды. Особый знак лишь указывал на членство в организации. У каждого ордена имелись собственные девиз, устав, праздник, капитульный храм. В Англии, где побывал русский царь, наиболее престижным, авторитетным являлся орден Подвязки, учрежденный в XIV веке и посвященный св. Георгию Победоносцу.
А незадолго до Великого посольства 1697–1698 годов был восстановлен древний шотландский орден Чертополоха, чей покровитель — св. апостол Андрей (чертополох — символ Шотландии; мощи святого были вывезены в эту страну из Византии в VIII веке, в период иконоборчества). Скорее всего, наш монарх видел тогда знак этого ордена с изображением апостола и Андреевским крестом.
Вернувшись на родину, Петр Алексеевич решил учредить свой рыцарский орден и посвятил его св. апостолу Андрею Первозванному. Девизом ордена стали слова «За веру и верность», атрибутами кавалеров — восьмиконечная звезда и знак на цепи. Внешне он походил на тот, что был у шотландского ордена Чертополоха. Изображение распятого Андрея Первозванного накладывалось поверх герба России — двуглавого орла, а на концах креста выбивали буквы «S.A.P.R.»: «Святой Андрей — покровитель России». Каждый кавалер мог украшать врученный ему знак драгоценными камнями — за свой счет.
Учреждение ордена подчеркивало особое положение державы, которую через два десятилетия государь провозгласит империей. Она унаследовала от погибшей Византии великую миссию оплота Восточной церкви, основанной св. Андреем.
Апостол, повторимся, путешествовал по Черному морю и нашим землям до Валаама и Балтики. А Петр планировал утвердиться на Черноморье, уже был взят Азов. Вынашивал проекты, в том числе — пробить дорогу на Балтику. К тому же царь строил собственный флот, а святой Андрей считается одним из небесных покровителей мореходов. В 1699-м самодержец учредил для русских военно-морских сил Андреевский флаг с косым крестом.
Статут со статусом
Определенного статута у ордена (как знака) долгое время не было, поскольку он являлся единственным. По воле царя им награждались (точнее, принимались в привилегированное сообщество) и за гражданские, и за военные заслуги. В том числе — иностранные политики. Первым кавалером стал в 1699-м дипломат Федор Головин, вторым — гетман Мазепа (исключенный после своего предательства).
В других странах монархи становились кавалерами самых главных орденов сразу же, автоматически. Петр отнесся к этому вопросу иначе: себя он удостоил такой чести лишь шестым — за совершенный подвиг: захват в устье Невы двух шведских кораблей.
Орденский статут впервые был утвержден Павлом I в 1797 году. Капитульным храмом служил Андреевский собор в Санкт-Петербурге, здесь ежегодно в орденский праздник, день св. Андрея, 30 ноября (13 декабря) собирались все кавалеры. Ими были лишь высокопоставленные особы: пожалование орденом гарантировало чин не ниже 3-го класса Табели о рангах. Предполагался и высокий материальный достаток — награжденный должен был уплатить 500 рублей (в середине XIX века.), как бы вступительный взнос в орден. Деньги шли на благотворительность, пенсии старшим кавалерам.
Со временем в России появились другие отличительные знаки. Но тот, кто был удостоен ордена св. Андрея Первозванного, становился кавалером и всех «младших» наград (кроме сугубо боевого — св. Георгия и женского — св. Екатерины). Общее число награжденных — от 900 до 1100 человек. Среди них такие выдающиеся личности, как Григорий Потемкин, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Петр Багратион, Михаил Барклай-де-Толли, Михаил Милорадович, Матвей Платов.
В 1917 году подобные вручения, естественно, прекратились. В 1998-м орден Андрея Первозванного был восстановлен в его прежнем статусе, став еще одной нитью исторической преемственности, признанием покровительства над Россией святого апостола.
Фото на анонсе: Виталий Аньков/РИА Новости