Небесный шеф русского воинства

27.10.2014

Валерий ХМЕЛЬНИЦКИЙ

Святого великомученика Георгия издревле любили на Руси. Победоносец! Покровитель воинов! А ведь воином был каждый мужчина, да нередко и женщинам приходилось брать в руки оружие. Веру, свободу, саму жизнь приходилось отстаивать в борьбе то с одним, то с другим неприятелем.

Святой Георгий заслужил особое почитание и в правящей русской династии. В его честь был окрещен старший из сыновей св. равноапостольного князя Владимира — Ярослав Мудрый. В усобицах со Святополком Окаянным он унаследовал бремя государственной власти, стал устроителем и законодателем Русской державы. Но оставался и прекрасным военачальником, защищал страну от нашествий поляков, печенегов. А в благодарность своему небесному покровителю Ярослав построил в Киеве храм. Его освятили 26 ноября (ст. ст.) 1051 года. С тех пор это праздничный день. Вообще христианский мир чествует св. Георгия 6 мая (23 апреля). Кроме весеннего, в церковный календарь вошел еще и осенний Юрьев день.

Популярный святой стал покровителем и для правнука Ярослава Мудрого — Юрия Долгорукого, строителя Северной Руси. По-видимому, как раз с его времен изображение св. Георгия вошло в символику Владимиро-Суздальского княжества, а потом служило гербом Московского государства. 

После женитьбы Ивана III на племяннице последнего греческого императора Софье Палеолог государственный герб объединил символы Византии и Москвы — на нем стали изображать двуглавого орла, а на груди у него был щит со св. Георгием, поражающим змия.

Отличившихся воинов на Руси было принято награждать ценными предметами: оружием, кубками, шубами «с царского плеча». Иногда чеканились особые копейки, игравшие роль медалей. Петр I внедрил западную систему награждения. Появились ордена Св. Андрея Первозванного, Св. Екатерины. Их жаловали за различные заслуги, как военные, так и гражданские.

Царствование Екатерины II — эпоха тяжелых войн. В 1769-м государыня пришла к выводу: требуется новая награда. Для этого она обратилась к покровительству св. Георгия Победоносца. 26 ноября, как раз в Юрьев день, Екатерина подписала указ об учреждении чисто военного ордена в честь этого святого. С девизом «За службу и храбрость». Статут ордена оговаривал: «Ни высокая порода, ни полученные пред неприятелем раны не дают право быть пожалованным сим орденом». Он давался только тем, кто «отличили себя особливым каким мужественным поступком или дали мудрые и для Нашей воинской службы полезные советы».

В осенний Юрьев день устанавливался День Георгиевских кавалеров, его предписывалось отмечать в столице и во всех местах, где есть награжденные. Орден имел четыре степени. Высшие предназначались только для военачальников. Лента к ордену предусматривалась двухцветная — «о трех черных и двух желтых полосах». На практике использовался не желтый, а оранжевый цвет (в геральдике они взаимозаменяемы). Принято толковать их как боевые цвета, дыма и пламени. Хотя специалисты по геральдике называли другое объяснение: это цвета Российского герба, черный двуглавый орел на золотом поле. Подобное объяснение представляется более вероятным: изначально низшую,  IV степень ордена офицер мог получить и за выслугу лет. Впрочем, служба была тяжелой, войны гремели постоянно, и ветеран вооруженных сил почти всегда являлся участником боевых действий.

Среди российских военных орден Св. Георгия стал самым престижным. Полными кавалерами четырех степеней за всю историю стали лишь четверо. Михаил Илларионович Кутузов, Михаил Богданович Барклай-де-Толли, Иван Федорович Паскевич (победитель поляков, турок и персов), Иван Иванович Дибич (выиграл войну с турками в 1828–1829 годах). Даже Суворов не имел четвертой степени — при учреждении ордена он был уже генералом и получил сразу третью. Георгиевская лента утвердилась в качестве символа доблести. Было учреждено пять особых офицерских крестов — за взятие Очакова, Измаила, Праги (пригорода Варшавы), за сражение у Прейсиш-Эйлау и штурм Базарджика. Они носились на Георгиевской ленте. А в 1805-м 5000 бойцов князя Багратиона стояли насмерть в деревне Шенграбен, прикрывая отход армии Кутузова. Отряд считали погибшим — ведь на него навалились 30 000 французов. Но он, задержав врага, вырвался. Для отличившихся частей Александр I ввел коллективные награды — Георгиевские знамена и Георгиевские трубы. Они украшались той же черно-оранжевой лентой и изображением ордена Св. Георгия.

Персональные ордена для нижних чинов не предусматривались. Само понятие ордена подразумевало, что награжденный становится «кавалером» — т.е. дворянином. Но ведь победы добывали рядовые солдаты и унтер-офицеры, совершая львиную долю подвигов в сражениях. В 1807 году специально для них был учрежден «Знак отличия Военного ордена», или Георгиевский крест. 

Статус наград со временем менялся. С 1856-го у Георгиевского креста вместо одной степени стало четыре. С 1913-го для офицеров ввели награждение Георгиевским оружием. В том же году у медали «За храбрость» было изменено название, она превратилась в Георгиевскую медаль, тоже четырех степеней. У нижних чинов полный Георгиевский бант составился из восьми наград — четырех крестов и четырех медалей. 

Награждения сопровождались материальными поощрениями. К офицерским орденам Св. Георгия прилагались производство в следующий чин и пожизненная пенсия. Повышали и рядовых солдат. За IV степень Георгиевского креста — до ефрейтора, за III степень — до унтер-офицера, за II — до подпрапорщика, а за I — производили в офицерский чин прапорщика, но при условии, если награжденный имел среднее образование. 

В Первой мировой войне первым награжденным стал приказной (ефрейтор) 3-го Донского им. Ермака Тимофеевича полка Кузьма Крючков. 11 (24) августа 1914 года возле литовского местечка Торжок пять казаков столкнулись с разъездом из 27 германских драгун. Крючков отстреливался, рубился. Получил 16 ран, но сразил 11 неприятелей, остальные в ужасе удрали. А одним из первых офицерским орденом Св. Георгия был награжден Петр Николаевич Врангель, будущий белогвардейский главнокомандующий. В 1914-м он командовал эскадроном лейб-гвардии конного полка. У деревни Каушен отчаянной атакой на вражескую батарею спас свою часть, попавшую под жестокий огонь. 

Не менее доблестно проявили себя будущие советские военачальники. Ведь страну еще не раскололи на красных и белых, народ был единым. Полными Георгиевскими кавалерами стали драгунский вахмистр С.М. Буденный и отважный разведчик И.В. Тюленев, удостоился трех Георгиев виртуозный пулеметчик С.К. Тимошенко. К.К. Рокоссовский заслужил два Георгиевских креста и две медали. Два креста украсили грудь унтер-офицера Г.К. Жукова. А будущий маршал Р.Я. Малиновский удрал на фронт мальчишкой, Георгиевский крест получил в 16 лет…

Революция оборвала это георгиевское единство. Некоторые белогвардейские правительства тоже награждали отличившихся орденами Св. Георгия — Восточное правительство Колчака, Северное — Чайковского. Но Северо-Западное правительство Юденича и Южное — Деникина и Врангеля полагали, что орденом можно награждать лишь в войнах против внешнего врага. Хотя для нижних чинов Георгиевские кресты использовали. 

Георгиевская лента украсила награды «За Ледяной поход», «За великий Сибирский поход». Победа большевиков, казалось, оборвала историю этих символов. Их признавали «контрреволюционными», они были несовместимы с развернувшимися гонениями на Церковь. 

Лишь к концу 1930-х годов Иосиф Сталин, поняв, что с революционными экспериментами наломали дров, принялся восстанавливать, хотя бы отчасти, преемственность в отношении прежней России. Стимулировала эти процессы Великая Отечественная война. Заново утверждалась патриотическая система ценностей. И вот тут-то вернулись Георгиевские кресты. Их снова открыто надевали ветераны прошлой войны. Ведь заслужили в боях за Отечество, с тем же противником. 

Старый казак К.И. Недорубов сам сформировал эскадрон, стал Героем Советского Союза и носил Золотую Звезду вместе с полным Георгиевским бантом. Точно так же П.С. Куркин всю войну носил на груди Георгия, а к Великой Победе рядом с ним красовались четыре ордена Боевого Красного Знамени. На Кубани из добровольцев была сформирована 9-я пластунская дивизия. Генерал армии С.М. Штеменко описывал ее: «Бойцы — молодец к молодцу, много бравых добровольцев с Георгиевскими крестами на груди». 

Правительство использовало лучший опыт прошлого. В сражениях 1941 года возродилась гвардия — это звание начали присваивать лучшим частям и соединениям. А в 1942-м была учреждена Гвардейская лента. Та же самая Георгиевская, черно-оранжевая. Сначала она утвердилась на флоте, приказом наркома ВМФ Кузнецова. Ее начали носить на бескозырках морских гвардейцев, использовали в нагрудных знаках. Потом ею стали украшать знамена гвардейских частей. Случайно ли она вернулась в Россию? Нет, такие вещи случайными не бывают. 

Война обращала людей к Господу, а лента символизировала самого святого Георгия, Россия опять нуждалась в его покровительстве. В сентябре 1943-го возродилась Московская патриархия, а вскоре, 8 ноября 1943-го, был учрежден орден Славы — аналог Георгиевского креста. У него было не четыре степени, а три, но он носился на Георгиевской ленте, вручался только за личные боевые подвиги и только рядовому и сержантскому составу (у летчиков мог быть вручен младшему лейтенанту). Полными кавалерами всех степеней ордена Славы стали 2674 человека…

А разве может быть случайностью то, что в 1945 году Пасха Христова совпала с днем Георгия Победоносца, 6 мая? В этот день уничтожались последние вражеские группировки. Нет, скажут вам православные верующие, это было явное знамение Божьего покровительства и помощи святого Георгия. А в ночь на среду Светлой недели Германия подписала безоговорочную капитуляцию. В Москве полыхал красочный салют, по всей стране звонили колокола, в храмах звучали благодарственные молебны и радостные поздравления «Христос Воскресе!» дополнялись — «С Победой!» Да и медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» также была на Георгиевской ленте... 

Канул в Лету Советский Союз. Но в 1992 году Президиум Верховного Совета издал указ «О государственных наградах Российской Федерации». Сохранялись некоторые советские ордена, но возрождались и старые. В том числе — орден Св. Георгия, Георгиевский крест. В 2007-м восстановлена памятная дата — День Героев Отечества, который отмечается в день Георгиевских кавалеров, 9 декабря». 

В нынешней России такие кавалеры появились позже. Точно так же, как в Российской империи, Георгиевские награды вручаются только в войнах с внешним противником. Как ни горько, этим противником стала недавняя «братская» Грузия. Понадеявшись на помощь Запада, она в 2008-м напала на Южную Осетию, на русские миротворческие части. Что ж, наши воины проявили себя достойно. Тогда-то и появились первые награжденные. 263 военнослужащих были награждены Георгиевскими крестами.

Ну а в результате получилось так, что День Героев Отечества объединил всех доблестных воинов. Прежних и нынешних Георгиевских кавалеров, Героев Советского Союза, Героев России, кавалеров ордена Славы. 

Тот же самый праздник, который устанавливал Ярослав Мудрый, освящая храм, а несколько веков спустя Екатерина Великая — учреждая орден: День святого Георгия.

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть