С причала рыбачил апостол Андрей...

Константин МАЦАН

09.12.2012

Причислению к лику святых часто предшествует подлинное и глубокое общенародное почитание — достаточно вспомнить преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Но как быть с самыми «древними» святыми — подвижниками первых веков христианства, совершавшими свои деяния в Римской империи?

Об общенародном почитании в языческом государстве говорить не приходится. Христианские подвижники, скорее, разобщали, чем объединяли население. Поэтому логика закрепления фигуры того или иного «древнего» святого в народной памяти — обратная: сначала церковное почитание, а уже через него — к почитанию народному. И сквозь века образ святого в культуре мог переживать удивительные превращения. Приведем два примера.

7 декабря: день святой великомученицы Екатерины, чье имя у людей, далеких от Церкви, больше ассоциируется с самой знаменитой российской императрицей. Для нее святая Екатерина — небесная покровительница. Обе без сомнения заслуживают эпитета «великие». Но в то же время ставить их в один ряд — достаточно смело. Христианский святой — нравственный и духовный идеал. Такой была великомученица Екатерина. Девушка, родившаяся в конце III века в знатной семье, отличалась ученостью и красотой, а потому была в юности слегка заносчивой и говорила близким: «Если хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне юношу, подобного мне по красоте и учености». Это произошло после Крещения. Один мудрый старец-отшельник рассказал ей о Христе — Женихе, который во всем ее превосходит. По преданию, во сне святой Екатерине явилась Богородица с отроком и надела на палец девушке чудный перстень, сказав: «Не знай жениха земного». С этих пор Екатерина посвятила себя Христу, крестилась и стала кроткой и милостивой. Позже она не побоялась публично призвать императора Максимина к христианской вере, обратить в христианство его жену Августу — и принять за это мученическую смерть.

И вот рядом со святой возникает образ императрицы Екатерины Великой. Образ противоречивый. С одной стороны, она олицетворяла просвещенный абсолютизм, окончательно утвердила Россию как великую державу, всегда праздновала день ангела, а не день рождения, даровала казакам Кубанские земли, чем заслужила вечный казачий почет (до 1920 года Краснодар назывался Екатеринодаром, сегодня это сохранилось в названии Екатеринодарской и Кубанской епархии Русской церкви). С другой, Екатерина II окончательно закрепостила крестьянство и прославилась внушительным списком любовников. И это на фоне великомученицы Екатерины...

Другой любопытный пример «древнего» святого, получившего сквозь века неожиданную культурную интерпретацию, — святой апостол Андрей Первозванный (день памяти 13 декабря). Введите в интернет-поисковике слова «апостол Андрей», и одной из первых ссылок будет песня 1991 года «Прогулки по воде» группы «Наутилус Помпилиус». Песня опять-таки более чем противоречивая. С одной стороны, верующему человеку, знакомому с Евангелием, вольность поэта Ильи Кормильцева может показаться зашкаливающей: Христос говорит апостолу Андрею: «Ты и верно дурак», апостол предлагает Христу «оставить распятие на потом», и вообще предполагается, что на Кресте можно повисеть, «а когда надоест» — слезть с него. Но с другой стороны, к 1991 году даже такое вольное обращение к евангельской теме Спасителя и его учеников могло для многих оказаться полезным — чтобы вообще задуматься, что Спаситель существует, а апостолы готовы были ради проповеди пожертвовать жизнью. Кстати, если верить интернету, на момент сочинения музыки к «Прогулкам по воде» Вячеслав Бутусов не знал, что апостол Андрей принял мученическую кончину.

О чем говорят эти два примера? Конечно же, не о том, что императрица Екатерина Великая не заслуживает почета, а верующий человек не может любить песню «Прогулки по воде». Просто пространство культуры противоречиво по своей природе, а человек обладает свободой выбора. Это как у Сергея Довлатова: «Свобода одинаково благосклонна и к дурному, и к хорошему. Под ее лучами одинаково быстро расцветают и гладиолусы, и марихуана...» Но есть еще пространство Церкви — там тоже главенствует свобода. Однако в Церкви куда проще сделать выбор в сторону хорошего — человеку помогают примеры святых. Пришедшие в Церковь люди несут свою веру в мир — а через это и в пространстве культуры начинают преобладать гладиолусы.