12.07.2019
культура: Как готовились к визиту в Россию?
Уэбб: Купил новый перевод «Мастера и Маргариты». Но времени на тщательные сборы не было, поэтому чувствую себя немного виноватым. С другой стороны, я уже приезжал в Москву. Правда, города тогда не видел, плотно занимался своей выставкой. Иногда с новым местом лучше знакомиться с чистого листа. Здесь в первую очередь бросается в глаза масштаб улиц, бульваров. Это отличает российскую столицу от других мегаполисов.
культура: Вы работали в самых экзотических уголках планеты. Случались опасные ситуации?
Уэбб: В 1987 году во время выборов на Гаити в меня стреляли — только потому, что я был с фотоаппаратом. Но вообще я не военкор. Иногда приходится снимать конфликты, однако важнее запечатлеть взаимодействие культур.
культура: Вступаете в контакт с героями или стараетесь оставаться незаметным?
Уэбб: Пытаюсь быть невидимкой, но не всегда получается. Иногда завожу новые знакомства. Поскольку не говорю по-русски, в России вряд ли смогу поддержать разговор. А вот в Мексике общался с местными жителями, немного знаю испанский.
культура: Как понимаете, что кадр получился?
Уэбб: Если, глядя на снимок, чувствую некий резонанс. Это сложно объяснить. Мне кажется, фотография действует на мистическом уровне. Нет какой-то формулы идеального кадра.
культура: Что важнее — свет, цвет, композиция?
Уэбб: Все компоненты. Но еще важнее само изображение — сюжет.
культура: Вы начинали с черно-белых фото, но перешли на цвет. Почему?
Уэбб: Снимал на границе с Мексикой, на Карибах, и через пару лет понял: цвет в этих местах играет огромную роль. Идешь по мексиканской улице и видишь ярко раскрашенные дома. Поэтому в конце 1970-х, после 10 лет работы в монохроме, выбрал цвет. Фотографировал, например, в Стамбуле — там совсем другие краски. Сейчас тружусь в Штатах. Осенью выйдет новая книга, посвященная Бруклину.
культура: Вы живете в Нью-Йорке — одном из самых кинематографичных мегаполисов. Благодаря фильмам, у многих в голове есть образ города. Это мешает?
Уэбб: Снимаю именно в Бруклине. Мне кажется, люди ничего не знают об этом районе. Они слышали о Бруклинском мосте, Великой армейской площади, но не бывали, например, в Браунсвилле. Я и сам многого не знал. Здесь соседствуют разные культуры: карибская, мексиканская, русская, еврейская. Есть три Чайна-тауна. Готовлю книгу вместе с женой, Ребеккой Норрис Уэбб. Она тоже фотограф, снимала зеленое сердце Бруклина — расположенные в центре района парки, Ботанический сад, кладбище. Верстка повторяет географическую структуру: в середине альбома ее кадры, мои — в начале и конце.
культура: Сами обрабатываете снимки?
Уэбб: При первом отборе помогает команда: их ретушь подходит для журналов и «Магнума». А когда готовлю книгу или выставку, часами сижу в типографии со специальным сотрудником.
культура: Сколько при съемке получается удачных фотографий?
Уэбб: При работе над определенным сюжетом — примерно один кадр. Вот книга The Suffering of Light, своеобразный итог 30 лет, всего 120 снимков. Получается четыре фото в год. Но были и другие издания, скажем, альбом, посвященный Гаити, куда вошло 59 изображений. Только восемь из них использовано в The Suffering of Light, еще 51 туда не попало. Когда делаешь книгу об определенном месте или на конкретную тему, не всегда берешь лучшие картинки — выбираешь то, что существенно для сюжета. Другое дело, если выпускаешь ретроспективный фолиант с обзором творчества.
культура: Что важно для стрит-фотографа — упорство или счастливый случай?
Уэбб: И то и другое. Чем больше времени проводишь на улице, тем чаще улыбается удача. Вообще, стрит-фотография похожа на азартные игры. Стараешься использовать все шансы. Выбираешь интересное мероприятие, ждешь, когда будет хороший свет. И почти всегда проигрываешь: 99,9 процента работы связано с неудачами. Это нормально. Счастливые совпадения случаются редко. Я верю в мистику съемочного процесса. По неизвестной причине ты повернул направо, а не налево и оказался в нужном месте в нужное время. Почему так вышло? Кто знает. Если бы пошел в другую сторону, этого кадра не было бы, но, возможно, получился бы другой, еще лучше.
культура: Вы однажды сказали, что путешествия важны для фотографа. Почему?
Уэбб: Мне поездки нужны как воздух. Но есть разные подходы. Сол Лейтер снимал шедевры недалеко от собственной квартиры в Нью-Йорке. Он путешествовал на другом уровне — фотографическом. Для меня каждый выход за дверь — приключение. Не важно, где работать, в Бруклине или Москве.
культура: Сегодня многие авторы становятся популярными с помощью соцсетей. Им не нужны агентства: даже такие уважаемые, как Magnum Photos...
Уэбб: Это новая реальность: соцсети никуда не денутся. Впрочем, в последние пять — десять лет фотоальбомы переживают бум. Мне кажется, это реакция на цифровизацию. Многие авторы хотят получить материальный, осязаемый результат. Я до сих пор ощущаю волнение, когда беру в руки собственную книгу, хотя выпустил 17 или 18 изданий. Это не огромный рынок — не миллионы подписчиков в Инстаграм, но все равно он существует.
культура: Новые законы в Евросоюзе жестко регламентируют съемки в публичных местах. Пострадает ли стрит-фото?
Уэбб: Безусловно, подобные вещи мешают работать. В США разрешено снимать в общественном пространстве. Это связано со свободой информации, свободой прессы. Мне кажется, ряд произведений в жанре стрит-фото является летописью социума. Во Франции теперь думают иначе. Ирония судьбы: там великая традиция уличной фотографии. Если бы не было творений Картье-Брессона или Брассая, мир стал бы беднее. Думаю, эти законы — ошибка, ненужные ограничения.
Фото на анонсе: Алекс Уэбб. Автор фотографии Анна Шмитько