Александр Медведь: «Хорошие фильмы о чемпионах привлекают в спорт молодежь»

Дмитрий ЕФАНОВ Георгий НАСТЕНКО

13.09.2017

16 сентября исполнится 80 лет трехкратному олимпийскому чемпиону по вольной борьбе Александру Медведю. Коллеги называют уникального спортсмена лучшим в этом виде единоборств. Последнюю четверть века знаменитый богатырь трудится вице-президентом Национального олимпийского комитета Белоруссии.

культура: Глава государства Александр Лукашенко много внимания уделяет физическому развитию нации? Часто обращаетесь к нему в решении различных проблем?
Медведь: В том, что президент любит спорт, сомневаться не приходится. Лукашенко помогает нам урегулировать многие организационные вопросы в масштабах страны.

культура: Как удается держать на хорошем уровне детский, массовый и даже профессиональный спорт в условиях ограниченных финансовых возможностей?
Медведь: Во многом благодаря тому, что у нас сохранилась система специализированных интернатов. Но тем не менее в борьбе, боксе и некоторых других единоборствах нельзя не отметить большой отток талантов в «бои без правил». В поисках быстрого заработка за границу уезжают совсем молодые атлеты. Надеюсь, что это временное явление.

культура: В годы Вашего детства о «боях без правил» даже не слышали, поэтому ребята начинали заниматься классическими единоборствами. В какой момент поняли, что нашли свой вид спорта?
Медведь: Предки по отцовской линии отличались богатырской статью. Одна бабушка — с ростом 1,92 и 45-м размером ноги — чего стоила. А дед был еще крупнее. Но я поначалу силой и габаритами не выделялся. Зато был очень шустрым. Порой даже чересчур. Во время войны семья не смогла эвакуироваться. В нашем доме жил немецкий офицер. Однажды он обнаружил пропажу пистолета. Всех поставили к стенке, дали очередь над головами. Мама догадалась, в чем дело: «Саша, отдай железную игрушку, не нервируй немецкого дядю». Пришлось вытаскивать из тайника припрятанное, и нас пощадили. После войны родители направили мою энергию в правильное русло: ежедневный труд в огороде, поле, доме, лесу (отец был лесником) — все это укрепляло физически. И это помимо спорта. Перепробовал многое — легкую атлетику, баскетбол, велогонки. Внешне был похож, скорее, на прыгуна в высоту. Бороться начал уже в армии, а массу набрал, когда ездил на целину.

культура: Распространенный стереотип: борец должен быть массивным и с низким центром тяжести. Вы полная противоположность этой характеристике... В чем секрет успеха?
Медведь: Самое главное для борца — трезвое и быстрое мышление. Я всегда был импровизатором, поэтому соперники подстраивались под мой стиль с трудом. Болгарский тренер Петр Райков говорил: «Саша, я опытный наставник, за тобой много наблюдал, даже фотографировал. Но никогда не мог предсказать, что ты будешь делать в той или иной ситуации».

Еще один секрет — большой объем работы на тренировках в высоком темпе. Троих спарринг-партнеров так нагружал, что они с ковра еле уходили. И сам, конечно, напрягался сверх меры, но и удовольствие при этом испытывал.

культура: Как удавалось регулярно обыгрывать представителей народов Кавказа, у которых борьба — национальный вид спорта?
Медведь: Непросто. На Кавказе всегда было много интересных борцов, я за ними наблюдал, делал выводы. Пять раз побеждал на традиционном турнире в Тбилиси. Зал набивался под завязку. Публика неистовствовала, поддерживая своих. Было тяжело. Правда, моим соперникам-хозяевам в моральном плане приходилось не легче. В Грузии всегда хватало истинных ценителей нашего вида, и ошибок, а тем более недостатка бойцовских качеств, они не прощали.

После напряженной схватки на ковре следовал не менее напряженный раунд знаменитого грузинского застолья. Хотя здесь мне, возможно, делались какие-то поблажки (смеется).

культура: Правда, что у Вас были проблемы с сердцем?
Медведь: Да. В начале карьеры однажды сильно простудился, лежал с высокой температурой в лазарете. Но тут срочно понадобилось сдать зачет на армейских соревнованиях. Хотя бы просто выйти на ковер. Но отбывать номер не для меня, боролся по максимуму. Победил, но в результате получил осложнение на сердце. Аритмию вылечить так и не удалось. Даже на Игры-68 в Мехико не хотели из-за этого брать. В условиях высокогорья интенсивная борьба так меня изнуряла, что после схваток терял сознание.

культура: Соперники замечали эти трудности?
Медведь: Думаю, нет. В финале схватки максимально концентрировался и шел до победного конца. А в раздевалке, где никто не видит, расслаблялся и отключался. Меня приводили в чувство, и через полчаса выходил на следующий поединок.  

культура: В Мексике в борьбе за «золото» серьезным противником оказался немец Вильфрид Дитрих. В очном поединке он вывихнул Вам палец. Несмотря на травму, Вы продолжили бороться и одержали верх. После поговорили с соперником «по душам»?
Медведь: Нет, наше соперничество отличалось особым накалом, но исключительно в спортивной плоскости. Вильфрид был очень хорошим, доброжелательным человеком. И при этом — отличным атлетом, могучим и техничным, одинаково сильным в классической и вольной борьбе. Мы настолько сдружились, что, когда Вильф умер, его родственники отложили похороны, чтобы я успел приехать. Мне задержали выдачу визы.

культура: А с олимпийским чемпионом 1960 года и знаменитым тележурналистом Александром Иваницким поддерживаете связь?
Медведь: С ним отношения не сложились. Конкуренция у нас была очень жесткая. Перед Играми-64 в Токио я был на подъеме, а Иваницкий уже остановился в прогрессе. Не могу сказать что-то плохое о его человеческих качествах. Но у одних спортивная злость к сопернику проходит сразу после окончания поединка, а у других остается. Александр, видимо, относится ко второму типу атлетов. Хотя, казалось бы, в 1964 году я ради него терпел немалые трудности: пришлось резко сгонять вес и переходить в более легкую категорию. Похудев на десять килограммов, перед отъездом в Токио стал похож на отощавшего медведя, едва вышедшего из берлоги после спячки. Через год, завершая карьеру, Иваницкий уговорил меня сделать с ним ничью, и он стал чемпионом СССР. А я вскоре перешел в тяжелый вес и сразу выиграл первенство мира в Индии, хотя поехал туда с недолеченной травмой. Шота Ломидзе, с которым жили в одном номере, говорил: «Саша, у коня четыре ноги, и тот спотыкается. А как ты будешь бороться на одной?» Я ему неизменно отвечал: есть такое слово — «надо».

культура: Отличный сюжет для художественного фильма. Кстати, видели картину о борце Иване Поддубном?
Медведь: С большим нетерпением ожидал ее выхода на экран. Внимательно смотрел каждый эпизод. Потом обсуждал с коллегами. Понравился сценарий, игра актеров. Интересно показаны события в США и Франции.

К слову, хорошие фильмы о чемпионах, а также удачные экранизации дополнительно привлекают в спорт молодежь, а таким ветеранам, как я, доставляют удовольствие и пищу для размышлений. Именно чтение хорошей литературы подвигло меня на написание автобиографии. На празднование юбилея ожидаю приезда в Минск Александра Карелина, Михаила Мамиашвили, Георгия Брюсова. Постараюсь через кого-то из них передать экземпляр и для редакции «Культуры».

культура: Ваш сын тоже подавал большие надежды в спорте.
Медведь: Да, начинал он прекрасно. В 1987-м выиграл молодежный чемпионат мира. Тогда Саша Карелин стал лучшим в греко-римской борьбе, а Алексей — в вольной. Но его начали донимать травмы. Сын сказал: «Папа, я не такой, как ты, не смогу выдержать столько испытаний. А быть вторым, третьим или десятым мне стыдно».

культура: На открытии Олимпиады 1972 года Вы несли флаг сборной СССР. Наш знаменосец на двух последующих Олимпиадах Николай Балбошин признавался, что это тяжелая задача. Вы же за все время церемонии ни разу не переложили древко в другую руку.
Медведь: Если не ошибаюсь, даже наши силачи Леонид Жаботинский и Юрий Власов все-таки руку меняли. Точно время не засекал, но порядка часа знамя из руки не выпускал. Конечно, осознание важности этой миссии и высота оказанного доверия сильно помогли.


Фото на анонсе: PHOTOXPRESS