29.12.2012
В залах Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу и в галерее «Вересов» на Ленинградском проспекте открылась двухсерийная выставка «Украшение красивого. Элитарность и китч в современном искусстве». Ее подготовил отдел новейших течений ГТГ специально к новогодним каникулам и считает проект ответом на упреки в оторванности от народа.
В третьяковской экспозиции есть и «амазонка авангарда» Наталья Гончарова, и метафизик Василий Чекрыгин, и слащавый Борис Кустодиев, и поздний Петр Кончаловский с похожим на восточный ковер семейным портретом с хулиганским названием «Миша, пойди за пивом». И главное, «классический китч», как называют это явление кураторы — анонимные коврики и холсты с лебедями и васнецовскими богатырями, а также деревянные рельефы-реплики на темы Перова и Сурикова. В галерее «Вересов» работы «актуальных» художников зарифмованы с живописью классиков соцреализма. Из частных коллекций добыты холсты Федора Шурпина, Аркадия Пластова и Юрия Пименова.
Под современным искусством кураторы понимают искусство современности, то восприятие художественной реальности, когда перестало действовать разделение на «высокое» и «низкое», «музейное» и «площадное», «одухотворенное» и «бытовое». Русский авангард вдохновлялся ярмарочными вывесками. Соцреализм работал по заказу «Огонька». Московский концептуализм высмеивал дурновкусие официоза МОСХа. Питерский неоакадемизм играл в нарочитую изысканность. Но во всей этой длительной истории нашего искусства всплывало понятие красоты как таковое. Этот мерцающий призрак и стал героем праздничного проекта Третьяковки. Простого и сложного одновременно.