Николаевский фронт

24.01.2017

Денис БОЧАРОВ

Фото: Михаил Фомичев/РИА Новости

21 февраля 60-летний юбилей отметит Николай Расторгуев, замечательный вокалист, отменно сочетающий тонкое лирическое начало и лихой, удалой напор; истинный патриот — то есть без лукавой приставки «ура». А главное, человек, всем своим сценическим обликом демонстрирующий: вот он, настоящий мужик. Такие на современной эстраде на вес золота. 

Имя Расторгуева было знакомо любителям творчества советских ВИА задолго до всесоюзного триумфа «Любэ». С конца 70-х он выступал с разными музыкальными командами. Наиболее заметные: «Шестеро молодых» — там Николай пел в дуэте с будущим вокалистом «Арии» Валерием Кипеловым, «Лейся, песня», «Рондо». Вместе с ансамблем «Здравствуй, песня» принял участие в первом официальном московском рок-фестивале в 1986 году.

Однако всенародная популярность артиста связана именно с группой «Любэ», основанной в 1989-м. Ее стилистические рамки определить, несмотря на кажущуюся очевидность, не так-то просто. Если окинуть пристрастным взглядом без малого тридцатилетнюю историю проекта, то можно довольно четко разделить ее на три отрезка. Причем каждому соответствует название альбома из дискографии: «Атас» — начальный, «пацанский» период с соответствующей озорной тематикой; «Песни о людях» — глубоко лиричная полоса, где превалируют композиции с подчеркнуто человечными, народными интонациями; «За тебя, Родина-мать» — героико-патриотическая стезя, на которой музыканты прочно обосновались более десятка лет назад. 

На всех этапах группа выглядела предельно органично. Ни на минуту не возникало ощущения, что она пытается втиснуться в тренд, подыграть конъюнктуре или въехать на белом коне в условный Кремль. А ведь не секрет, что коллектив давно уже негласно считается едва ли не «придворным». В том-то и вся штука — никакой фиги в кармане ребята не держали и никого объегорить не стремились, у них все выходило само собой, непринужденно и честно. 

Слово Игорю Матвиенко: «Мне, несмотря на увлеченность западными группами, всегда нравилось русское народное творчество — не лубочные, а именно старые песни. Поэтому говорить о каком-то переломном моменте в истории «Любэ» я бы не стал, все было естественно и поступательно. Та же песня «Атас» — по музыкальным корням вполне патриотичная». 

Продюсеру и композитору вторит Александр Шаганов, главный автор текстов: «Никакого просчитанного маркетингового хода, направленного на резкую смену имиджа, не было. Более того, «Батька Махно», «Клетки», «Не валяй дурака, Америка» и прочие ранние хиты не менее искренние, чем композиции с подчеркнуто героическим содержанием».

В этом и видится основная заслуга: «Любэ» сумели создать искренний, привлекательный саундтрек новой России, в которой мы все проживаем. 

С печальной откровенностью рассуждая о недавних страшных событиях, вольно или невольно спрашиваешь себя: после трагедии, унесшей жизни артистов Ансамбля песни и пляски имени Александрова, что остается на сегодняшний день? Кто продолжит в том же духе, со столь же неподкупной чистотой и простотой воспевать российские поля и просторы, реки и горы, совесть и честь, наступательный порыв и боевую удаль, солдатскую любовь и нежность, дружбу и преданность?.. Конечно же, новый состав легендарного ансамбля. А кроме того? К счастью, есть у нас Хор имени Пятницкого, однако тот апеллирует прежде всего к фольклорной составляющей музыкального творчества, а это все-таки несколько иное. Живет и здравствует, слава Богу, знаменитый Кубанский казачий хор, но опять-таки занимает свою особую, ни с кем не делимую нишу. 

Существуют ли, помимо «Любэ», группы, что столь же трогательно, доходчиво и профессионально донесут до всех нас берущие за душу истории про комбата, солдата, оперов — тех, кому «доверено судьбой оберегать на здешних улицах покой»? Вопрос, по сути, риторический... 

И таковым он, по-видимому, останется до той поры, пока выступает коллектив под известным каждому в России, хотя и как будто немного неказистым названием, ведомый коренастым, немногословным парнем в гимнастерке, достойным русским мужиком Николаем Расторгуевым. 

Кстати, в обыденной жизни, вне сцены, певец предпочитает разговаривать тихим, спокойным, порой даже умиротворяющим голосом. И вовсе не для того, чтобы сберечь голосовые связки перед очередным выступлением (а концерты «Любэ» редко длятся меньше двух часов). Просто артист слишком хорошо знает цену каждому сказанному слову и взятой ноте, любой растраченной впустую эмоции. 

Неиссякаемой уверенности в том, что поет, неувядающей надежды на то, во что верит, доброго здоровья хотелось бы пожелать дорогому для очень многих соотечественников юбиляру.

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть