Николаевский фронт
24.01.2017
21 февраля 60-летний юбилей отметит Николай Расторгуев, замечательный вокалист, отменно сочетающий тонкое лирическое начало и лихой, удалой напор; истинный патриот — то есть без лукавой приставки «ура». А главное, человек, всем своим сценическим обликом демонстрирующий: вот он, настоящий мужик. Такие на современной эстраде на вес золота.
Имя Расторгуева было знакомо любителям творчества советских ВИА задолго до всесоюзного триумфа «Любэ». С конца 70-х он выступал с разными музыкальными командами. Наиболее заметные: «Шестеро молодых» — там Николай пел в дуэте с будущим вокалистом «Арии» Валерием Кипеловым, «Лейся, песня», «Рондо». Вместе с ансамблем «Здравствуй, песня» принял участие в первом официальном московском рок-фестивале в 1986 году.
Однако всенародная популярность артиста связана именно с группой «Любэ», основанной в 1989-м. Ее стилистические рамки определить, несмотря на кажущуюся очевидность, не так-то просто. Если окинуть пристрастным взглядом без малого тридцатилетнюю историю проекта, то можно довольно четко разделить ее на три отрезка. Причем каждому соответствует название альбома из дискографии: «Атас» — начальный, «пацанский» период с соответствующей озорной тематикой; «Песни о людях» — глубоко лиричная полоса, где превалируют композиции с подчеркнуто человечными, народными интонациями; «За тебя, Родина-мать» — героико-патриотическая стезя, на которой музыканты прочно обосновались более десятка лет назад.
На всех этапах группа выглядела предельно органично. Ни на минуту не возникало ощущения, что она пытается втиснуться в тренд, подыграть конъюнктуре или въехать на белом коне в условный Кремль. А ведь не секрет, что коллектив давно уже негласно считается едва ли не «придворным». В том-то и вся штука — никакой фиги в кармане ребята не держали и никого объегорить не стремились, у них все выходило само собой, непринужденно и честно.
Слово Игорю Матвиенко: «Мне, несмотря на увлеченность западными группами, всегда нравилось русское народное творчество — не лубочные, а именно старые песни. Поэтому говорить о каком-то переломном моменте в истории «Любэ» я бы не стал, все было естественно и поступательно. Та же песня «Атас» — по музыкальным корням вполне патриотичная».
Продюсеру и композитору вторит Александр Шаганов, главный автор текстов: «Никакого просчитанного маркетингового хода, направленного на резкую смену имиджа, не было. Более того, «Батька Махно», «Клетки», «Не валяй дурака, Америка» и прочие ранние хиты не менее искренние, чем композиции с подчеркнуто героическим содержанием».
В этом и видится основная заслуга: «Любэ» сумели создать искренний, привлекательный саундтрек новой России, в которой мы все проживаем.
С печальной откровенностью рассуждая о недавних страшных событиях, вольно или невольно спрашиваешь себя: после трагедии, унесшей жизни артистов Ансамбля песни и пляски имени Александрова, что остается на сегодняшний день? Кто продолжит в том же духе, со столь же неподкупной чистотой и простотой воспевать российские поля и просторы, реки и горы, совесть и честь, наступательный порыв и боевую удаль, солдатскую любовь и нежность, дружбу и преданность?.. Конечно же, новый состав легендарного ансамбля. А кроме того? К счастью, есть у нас Хор имени Пятницкого, однако тот апеллирует прежде всего к фольклорной составляющей музыкального творчества, а это все-таки несколько иное. Живет и здравствует, слава Богу, знаменитый Кубанский казачий хор, но опять-таки занимает свою особую, ни с кем не делимую нишу.
Существуют ли, помимо «Любэ», группы, что столь же трогательно, доходчиво и профессионально донесут до всех нас берущие за душу истории про комбата, солдата, оперов — тех, кому «доверено судьбой оберегать на здешних улицах покой»? Вопрос, по сути, риторический...
И таковым он, по-видимому, останется до той поры, пока выступает коллектив под известным каждому в России, хотя и как будто немного неказистым названием, ведомый коренастым, немногословным парнем в гимнастерке, достойным русским мужиком Николаем Расторгуевым.
Кстати, в обыденной жизни, вне сцены, певец предпочитает разговаривать тихим, спокойным, порой даже умиротворяющим голосом. И вовсе не для того, чтобы сберечь голосовые связки перед очередным выступлением (а концерты «Любэ» редко длятся меньше двух часов). Просто артист слишком хорошо знает цену каждому сказанному слову и взятой ноте, любой растраченной впустую эмоции.
Неиссякаемой уверенности в том, что поет, неувядающей надежды на то, во что верит, доброго здоровья хотелось бы пожелать дорогому для очень многих соотечественников юбиляру.