С опорой на собственного зрителя
22.09.2019
Разговоры о настоящем и будущем отечественной киноиндустрии нередко сводятся у нас к теме зависимости от Запада, к вопросу о том, надо ли культивировать в России зарубежные (прежде всего голливудские) идеи, технологии, практики? Ответ прост и даже банален. Нужно перенимать все полезное, отбрасывая за ненадобностью то, что плохо приживается в наших условиях.
В эпоху «железного занавеса» выдающиеся советские постановщики не гнушались использовать в своем творчестве наиболее эффектные приемы, методы заокеанских и западноевропейских мастеров, а в информационную эру было бы неразумно отказываться от апробированных в Голливуде электронных и прочих технологий. Однако нет необходимости слепо копировать у себя чужеродные ментальные установки, не свойственные русскому человеку манеры, стереотипы поведения. К примеру, московский или питерский страж порядка, выглядящий словно «коп» из Нью-Йорка (с характерными жестами, мимикой, широко расставленными ногами), особого сочувствия, сопереживания у пришедшей в кинотеатр публики, скорее всего, не вызовет, а попытки изобразить на экране «экшн по-американски» зачастую порождают у людей недоумение и раздражение.
Всегда следует помнить: в первую, во вторую и даже в десятую очередь Голливуд существует для того, чтобы покорять СВОЕГО зрителя — того, кто живет в США, кто при звуках национального гимна или при подъеме звездно-полосатого флага торжественно прикладывает, как говорят наши военные, «руку к пустой голове». И, смею полагать, именно этот принцип — ориентация на зрителя-соотечественника — помог отечественному кино выйти из тяжелейшего кризиса. Сегодняшнему российскому кинематографу, наверное, еще далековато до уровня советского, однако то, что период бескартинья-безвременья благополучно пройден, на мой взгляд, очевидно.
Когда наша «Студия ТРИТЭ» работала над такими лентами, как «Легенда №17», «Движение вверх», «Тренер» и некоторые другие, мы — продюсеры, режиссеры, сценаристы — конечно же, отдавали себе отчет в том, что на Западе эти фильмы не соберут большую кассу, не завоюют престижных фестивальных призов (сложные перипетии судеб и великие достижения русских спортсменов за рубежом мало кого волнуют). Зато они пользуются огромным успехом на Родине. Сравнительно недавно я имел удовольствие посмотреть великолепный комедийный сериал — «Домашний арест» по сценарию Семена Слепакова. Тогда же подумалось: разве можно передать этот замечательный юмор каким-то языком, кроме русского?..
Неудивительно, что спортивная драма и комедия — сегодня самые популярные, самые востребованные жанры отечественного кино. Другие, «отстающие», будем надеяться, тоже в скором времени «подтянутся».
В октябре, к юбилею Льва Ивановича Яшина, как нам обещано, выйдет на экраны художественная кинолента об этом легендарном вратаре. Ее создателям искренне желаю, чтобы зрители после просмотра уходили из кинозалов удовлетворенными и взволнованными. И чтобы в дальнейшем им хотелось увидеть картину снова и снова.