Школа жизни
21.08.2019
23 сентября 2014-го утром с Ярославского вокзала отправился весьма необычный поезд. Его пассажирами были вгиковцы — преподаватели, студенты, выпускники. Среди них — несколько выдающихся, прославленных мастеров отечественного кино. В течение трех с лишним недель этому составу, державшему путь во Владивосток, предстояли долгие остановки в 15 российских городах, тем же, кто отправился в далекое путешествие, — встречи с благодарными зрителями, концерты, фестивали, кинопоказы, театральные постановки, мастер-классы...
Грандиозная акция, посвященная 95-летию ВГИКа, содержала в себе множество разной степени очевидности смыслов и знаков: восстановленная связь поколений, возрожденные надежды на качественное развитие нашего кинематографа. Поезд — сам по себе метафора, позволяющая режиссерам, сценаристам, операторам — всем, кто имеет дело с киноискусством, — вот уже более века искать и находить все новые и новые образы-символы.
Особенная польза от той поездки была для студентов. Молодые люди, которые проехали от Москвы до Владивостока, прежде не могли и представить, НАСКОЛЬКО огромна и прекрасна наша страна.
1 сентября Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова отметит уже свое 100-летие. Программа юбилейных мероприятий обширна и разнообразна. Наверняка что-то из длинного перечня запомнится и деятелям отечественного кино, и его преданным поклонникам. Мне же, как и пять лет назад, хочется пожелать нынешним и будущим коллегам — раз и навсегда осознать одну нехитрую, но крайне важную вещь: хороший фильм может получиться, только если режиссер искренне любит родную страну, ощущает ее боль как свою.
Регулярно встречаясь с начинающими кинематографистами на лекциях, семинарах, мастер-классах, в том числе в своей Академии, я вижу, что они очень быстро овладевают нашим профессиональным языком, охотно знакомятся с элементами основных мировых киношкол, имеют представление и об энергетике атмосферы в кадре, и о психологическом воздействии аудиоэффекта, и о магии визуальных символов.
Дело за «малым» — использовать приобретенные знания и навыки так, чтобы зрители-соотечественники и через пятьдесят, и через сто лет продолжали смотреть наше кино. А для этого нужно помнить, что режиссура — это точка зрения, знание жизни, своя позиция и умение ее отстаивать.