Это будет их лучшая фильма!

Алексей КОЛЕНСКИЙ

28.08.2014

Первого сентября исполняется 95 лет старейшей киношколе мира — Всероссийскому государственному университету кинематографии имени С.А. Герасимова. Официальное чествование юбиляра пройдет спустя два месяца — на 34-м Международном фестивале ВГИК, но для будущих мастеров экрана праздник стартует точно в срок: новый корпус вуза распахнет двери в День знаний. 

1919-й. На углу Советской площади и Тверской улицы, в двух комнатах обыкновенного жилого дома открылась первая в мире школа кино. Редкие энтузиасты, вроде отцов-основателей учреждения — Владимира Гардина, Льва Кулешова, Эдуарда Тиссэ — почитали немую музу искусством.  Никто кроме них не подозревал, что «фильме» можно обучиться системно. Госкиношкола меняла адреса как перчатки: пересечение Неглинной с Кузнецким Мостом, Театральный проезд... В 1928 году Сергей Эйзенштейн открыл и возглавил режиссерский факультет. Через шесть лет ВГИК обрел историческое название и переехал в «Межрабпомфильм» — будущую Киностудию имени Горького, а в 1955-м плечом к плечу с ней встал первый корпус кузницы кинематографических кадров. Сегодня статную, вытянувшуюся вдоль улицы Вильгельма Пика четырехэтажную «сталинку» затмила башня из стекла и стали — новый университетский корпус. 

54-метровый великан напоминает средневековый замок и одновременно — трансатлантический лайнер, пригрезившийся фанату Нормана Фостера. Нижние этажи хайтековского гиганта представляют собой сложносочиненную композицию застекленных прямоугольных объемов. Задираем голову: из выдающегося «козырька» четвертого этажа над утопленным глубоко внизу центральным входом вздымается полукруглая семиэтажная башня — не то пароходная труба, не то — капитанская рубка. Сходство умышленное: слева и справа фасады украшают открытые галереи и смахивающие на корабельные мостики невесомые балконы, а венчает сооружение невидимая снизу «корона» — застекленная по периметру смотровая площадка на крыше «трубы». Виды завораживают: под ногами расстилается зеленое море Ботанического сада, утопают в кронах крыши павильонов ВДНХ, поодаль маячат Останкинская башня и пестрые ростокинские небоскребы, обернешься — увидишь гостиницу «Космос» и монумент «Покорителям космоса»... 

Демонстрируя «Культуре» столичные просторы, капитан стройки, проректор по капитальному ремонту и строительству Андрей Мелентьев проясняет нюансы проекта: «Непросто объединить в одном здании учебные аудитории, съемочные и репетиционные студии, просмотровые залы. В центр конструкции на уровне третьего-четвертого этажей поместился Большой зал на 600 мест, над ним — театральный, выше расположились кинозалы, аудитории заняли периметр. По столичным законам, требовалось углубиться под землю, и наша одиннадцатиэтажка проросла вглубь. Ниже «ватерлинии» — двухуровневая парковка на сто машиномест».   

Замысловатый снаружи, корпус очаровывает светлыми просторными классами (высота потолков — более четырех метров), уютными арт-кафе и двухсотместной столовой, современными залами и внутренним колодцем — застекленным атриумом, «пронзающим» три нижних этажа. Вот-вот под его потолком вспыхнет ослепительная люстра, и ВГИК осветится насквозь. 

В сентябре здесь начнутся занятия нескольких мастерских, но переезд актерского, режиссерского, мультимедийно-аниматорского факультетов, операторов и звуковиков займет целый год. Общая площадь нового здания — около 20 000 квадратных метров. Это в два раза превышает исторический дом ВГИКа, остающийся в распоряжении будущих художников, продюсеров, сценаристов и киноведов. 

Интересуюсь у проректора по техническим вопросам, директора киностудии Владимира Попеску: планируются ли инновации творческого процесса в связи с увеличением учебных площадей? «Мы создаем единое электронное хранилище фильмов, поисковая система позволит каждому мастеру пользоваться единой базой данных и, не покидая аудитории, формировать видеопрограммы для своих занятий. Также в новом корпусе будут оборудованы студии для съемок и монтажа, но кинопроизводство традиционно сосредоточено на нашей киностудии», — рассказывает Владимир Григорьевич и приглашает посетить свое хозяйство. Здесь кипит работа: в одном из трех кинопавильонов студентка третьего курса, режиссер Анастасия Юлина готовит натуру к съемкам десятиминутной экранизации рассказа Мопассана. Скромная «натура» дышит покоем и уютом: коридор панельной квартиры, блеклые обои, мягкий свет. Атмосферно, любопытно. 

Телевизионный павильон куда обширнее — подвесной потолок, более полусотни осветительных приборов, шесть камер, эфирная аппаратная. В любой момент здесь можно записать ток-шоу, концерт или телеспектакль. Будущие телевизионщики обучаются по системе «стрингер» — работают в кадре, снимают, пишут, монтируют.

Особая гордость ВГИКа — лучшая в мире учебная студия звукозаписи. За стокилограммовыми звуконепроницаемыми дверями над пультом колдует студент пятого курса, звукооператор Артур Хайруллин. «Эта студия позволяет работать с многоканальным звуком на профессиональной консоли, теперь я могу трудиться в любой кинокомпании страны», — говорит Артур. 

У шумовиков в подсобке на стеллажах теснятся старые туфли, в ящиках тумблеры, игрушки — ни дать, ни взять дачный чердак. На самом деле — фонотека. В соседней лаборатории эти скрипучие и писклявые вещицы обретают творческую судьбу, здесь же пробуют голос начинающие актеры. Это единственная в России учебная киностудия полного цикла — есть и хромакей, и оборудование, позволяющее писать звук в формате Dolby Atmos.

Общеуниверситетские планы впечатляют не меньше, чем учебные площади и оснащение технической базы. 1 сентября в пятилетний марафон за наукой кино отправятся более 400 первокурсников, а 23-го в сорокадневное путешествие до Владивостока тронется вгиковский поезд — 70 студентов и профессоров проведут творческие встречи, мастер-классы, представят спектакли и учебные картины зрителям 14 городов страны. 

В ноябре стартует 34-й Международный фестиваль ВГИК, который уверенно становится общероссийским — мероприятия форума пройдут на площадках более чем 30 городов России. Жюри смотра возглавит польский классик Кшиштоф Занусси.