Элита должна быть настоящей

16.02.2019

Никита МИХАЛКОВ

Примерно с середины 90-х нас регулярно информируют об умонастроениях неких элит — политических, финансовых, даже региональных. Однако о социальной функции, «родовых» свойствах этого постсоветского «класса» российское общество имеет до сих пор крайне смутное представление. У Ивана Ильина есть замечательно точное определение: «Аристос» значит по-гречески «лучший». Не «самый богатый», не «самый родовитый», не «самый влиятельный», не «самый ловкий и пронырливый», не привилегированный, не старейший возрастом. А именно — лучший: искренний патриот, государственно мыслящий, политически опытный, человек чести и ответственности, жертвенный, умный, волевой, организационно-даровитый, дальнозоркий и образованный».

Cлово «аристократия» сегодня почти не используется. Его заменяет термин «элита», также, по идее, обозначающий лучших, самых достойных представителей нации, но используемый у нас слишком произвольно. К сливкам общества причисляют себя либо самые богатые, либо, по выражению Ильина, самые ловкие и пронырливые. А также те, кто патриотизм отождествляет с русофобией (в таком, чисто оруэлловском, духе недавно высказался один из любимцев либеральной публики), а словосочетание «государственно мыслящий» воспринимает с гримасой брезгливости.

На вопрос «Что такое элита?» мне доводилось отвечать довольно часто. При этом я называл имена людей, которыми по праву гордится Россия, тех, кто брал и берет на себя ответственность за страну, за свой народ — за их настоящее и будущее. Росгвардеец Магомед Нурбагандов, под дулом пистолета произнесший за секунду до гибели «Работайте, братья», летчик Роман Филипов, подорвавший себя гранатой, чтобы не попасть в плен к боевикам, с криком «Это вам за пацанов» — элита. А те, кто только кичится богатством и связями, в данную категорию, на мой взгляд, входить не могут.

Недавно мне вспомнился совет моей мамы: «Суди о своей жизни по тем, кто живет хуже тебя, а не по тем, кто живет лучше. Первых — намного больше». В простых, казалось бы, словах наказ постоянно помнить о тех, кому по-настоящему трудно. Именно такими качествами должна обладать национальная элита — сопереживанием, постоянной заботой о нуждающихся, стремлением сделать общество во всех смыслах богаче.

«Россия может быть сильна и свободна только тогда, когда духовно и государственно на высоте ее ведущий слой (духовенство, офицерство, чиновничество, интеллигенция)», — писал Ильин.

Тот самый слой, на который указывал философ, всегда формировался у нас за счет различных сословий. К примеру, внук простого сельского батюшки Дмитрий Менделеев обладал такими властью и авторитетом, каких не было и у самых влиятельных царских вельмож. Другой великий ученый, сын священника Иван Павлов даже в годы красного террора не боялся во всеуслышание заявить: «Я был, есть и останусь русским человеком, сыном Родины, ее жизнью прежде всего интересуюсь, ее интересами живу».

Когда наша элита перестанет, наконец, быть самоназванной, когда ее составят люди, живущие интересами страны, за будущее России можно будет не волноваться.

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть