«С малолетства себя воспитывать надо»

24.05.2015

Алексей КОЛЕНСКИЙ

В столичном Доме кино прошел VI Международный кинофестиваль «Дворянский мир», организованный Международным союзом дворян совместно с Союзом кинематографистов России. «Свой» побеседовал с одним из заметных участников этого форума, автором картины «Князь Олег», петербуржским документалистом Константином Артюховым. 

СВОЙ: Правнук Николая Первого, сын великого князя Константина Константиновича — известного поэта, публиковавшегося под псевдонимом «К.Р.», прожил всего 22 года, но успел заслужить титул «Светлый». 
Артюхов: Редкий случай — домашнее прозвище стало народным. По завершении работы над фильмом мы нашли лицейский сборник 1915 года, посвященный памяти тринадцати павших на войне выпускников. Там много теплых слов о нашем герое: однокашники, преподаватели любили князя за простоту и искренность. Олег Константинович стал первым Романовым, окончившим пушкинскую альма-матер, и единственным членом Российского императорского дома, павшим на фронтах Первой мировой, — он погиб 29 сентября 1914-го. На освящении названного в его честь лазарета переводчица Татьяна Щепкина-Куперник читала стихотворение: 

О, юный витязь, князь Олег, 
Герой невинный и прекрасный, 
С душой, еще по-детски ясной 
И чистой, как нагорный снег!

Ты мирных дней оставил дело, 
Что совершал ты в тишине, 
И, как Георгий на коне, 
В ряды врагов врубился смело. 

И первым очутился ты, 
Герой, средь вражеского стана; 
Потом — зияющая рана 
И мрак могильной темноты. 

Смерть как цветок тебя скосила 
На пажитях родной земли... 
А сколько б дать еще могли 
Твоя душа и ум, и сила... 

СВОЙ: Имя Олега Константиновича стало известно еще до войны. Выпущенный на личные средства факсимильный сборник рукописей Пушкина прославил юного издателя на всю Россию. И восторженное преклонение перед величайшим русским поэтом, и внезапная смерть от легкого ранения выглядели как знаки избранничества...
Артюхов: Пожалуй, так. С детства князь Олег страдал от легочного заболевания. Даже близкие не верили, что он выживет. Но душевная бодрость, стремление послужить Отечеству сформировали и закалили его характер. Начало Русско-японской войны вызвало у двенадцатилетнего аристократа гордость за соотечественников, восхищение их отвагой. Тогда же, втайне от всех, мальчик начал сочинять стихи.

Приведу примеры записей в его дневнике того времени: 

«Я буду казаком на войне. Будет лошадь! Казачье седло! И уздечка, и бечевка, все, что нужно на войне. Страшно хочется на войну. Если будет время такое, как при Севастополе, всех возьмут. И я буду стрелять из мортирки!» 

Спустя год, 23 января 1905-го, сокрушался: «До чего мы дожили. 24 декабря Порт-Артур Стессель сдал. Не было возможности держаться. Кондратенко убит. Он был нашего корпуса. Да! Много героев полочан пало под Порт-Артуром... Мы, русские, живем на «авось». Эти «авось» нас делают виноватыми. Когда же, наконец, пройдет эта ужасная халатность? У нас управляют не русские, а немцы, а немцам до нас нет дела! Оттого и русские везде проигрывают. Они с малолетства не стараются воспитать себя. И выходит ненужный человек для отечества. С малолетства себя воспитывать надо»... 

8 июня того же года: «Но отчего у нас нет победы над врагом? Отчего? Потому что у нас всем заведуют не русские. Отчего у нас раньше побеждали? Люди-начальники были русские. Суворов — истинно русский человек. Наших русских героев не перечислишь. А отчего у нас все идет плохо? Оттого, что начальники наши не любят Господа Бога и Царя Нашего Батюшку. Наши начальники — «конфетки». Например, Небогатов, говорят, был «конфетка». А «конфеткой» называется такой человек, который делает дело на словах. А на деле совсем противоположное. Иногда я таким бываю. Это мне надо искоренять. Если у нас такие предводители будут, то нас побьет и самый последний народ в мире».

Размышляя о будущем, Олег Константинович колебался между военной и научной карьерой: «У меня все больше и больше укрепляется желание сдать государственные экзамены в Университет, только, конечно, не в этом году, а через несколько лет. Когда я закончу лицей, то думаю серьезно заняться юридическими науками и добиться того, чтобы экзамены в Университет для меня ничего не значили. После них надо было бы добиться магистра и профессора. Последнее легче, чем первое, потому что надо только написать научную работу, а это гораздо интереснее экзаменов и, по-моему, легче! Весь этот план очень заманчив, но очень труден! Иногда я начинаю бояться, что у меня на него не хватит характера. Иногда, кроме того, мне кажется, что я лучше бы сделал, если бы занялся исключительно литературой, что меня гораздо больше влечет».

СВОЙ: Окончив альма-матер с серебряной медалью, Олег поступил в лейб-гвардии Гусарский полк, рвался на передовую. Это и решило судьбу юного князя...
Артюхов: И не только его — отец не смог вынести гибели любимого сына, скончался спустя восемь месяцев. А трое из пяти братьев — Иоанн, Игорь, Константин — трагически погибли позже. Каждый из них удостоился мученического венца. Они были сброшены большевиками в шахту под Алапаевском, вместе с великой княгиней Елизаветой Федоровной... 

СВОЙ: Вы не впервые обращаетесь к теме лицея и его выпускников? 
Артюхов: Четыре года назад снял картину о его первом, пушкинском поколении «Когда возник лицей». Сама собой сложилась дилогия…

СВОЙ: На протяжении более чем ста лет здесь воспитывалась элита русского дворянского сословия. 
Артюхов: Изначально лицей задумывался как школа для наследников престола. В основу организации обучения были положены либеральные идеи Михаила Сперанского, ставшего в 1810 году госсекретарем — вторым после Александра I человеком в России. 

СВОЙ: В том же году Михаил Михайлович вступил в масонскую ложу «Полярная звезда» и превратил Императорский лицей в высшую школу для луфтонов – детей масонов высших степеней посвящения. Сперанского считают причастным к организации декабрьского восстания...
Артюхов: Его роль в событиях на Сенатской площади до конца не ясна. Известно лишь, что заговорщики планировали включить Михаила Михайловича в состав своего кабинета. А Николай I ввел его в состав военного суда по делу декабристов. 

СВОЙ: Иными словами, лицейское братство — не пустой звук... Но все-таки Императорский лицей не стал «кузницей масонских кадров»?
Артюхов: Он был поставлен на особый учет. В 1843 году переведен в Петербург на Каменноостровский проспект, стал — в духе идей Николая I — более военизированным заведением. Воспитанникам прививали понятия чести, товарищества, беззаветного служения России. Но традиции разностороннего гуманитарного образования, а главное, лицейский дух сохранялись. При всей строгости порядков, интенсивности обучения поощрялось творческое самовыражение учеников. Они выпускали литературные альманахи, пользовавшиеся популярностью при дворе, и защищались сочинениями на свободно выбранные темы — монографиями, исследованиями, литературными сочинениями. Братством дорожили всю жизнь. Даже в эмиграции лицеисты ежегодно 19 октября обменивались поэтическими посланиями.

СВОЙ: Востребован ли сегодня институт, воспитывающий, скажем так, патриотический правящий класс?
Артюхов: Конечно. Такового пока нет. Есть отдельные мыслящие люди, но культурной среды, в которой формируется элита, не видно. Сегодня ни за рубежом, ни у нас она не воспроизводится — как говорила Ахматова, «розы шиповником стали».

СВОЙ: В 1917-м могила князя в подмосковном имении Константиновичей была осквернена и разграблена... 
Артюхов: Из гроба украли золотую саблю, с мундира сорвали «Святого Георгия» и даже пуговицы. Спустя пять дней останки Олега Константиновича тайно перезахоронили в могиле священника близ церкви Александра Невского. На нее он любовался в детстве из окна усадьбы Осташево. 

СВОЙ: Переиздавался ли сборник его литературных опытов, опубликованный в 1915 году? 
Артюхов: Около десяти лет назад казанское издательство выпустило их факсимиле «Князь Олег». А в прошлом году небольшим тиражом вышли книги историка Татьяны Лобашковой «Князь императорской крови Олег Константинович (1892–1914): Биография и документы» и «Бумаги великого князя Константина Константиновича и членов его семьи: семейная и литературная переписка, отрывки из дневника, завещания. 1874–1918 гг.» 

СВОЙ: Что значат для Вас слова «Россия, которую мы потеряли»?
Артюхов: По давней лицейской традиции, выпускники разбивали колокол, который приглашал их на занятия. Разбирали осколки, оправляли в золото и хранили, как святыню, до конца дней. Для их потомков они стали семейными реликвиями. Но перестали быть знаком принадлежности к одному кругу, к общей великой истории. 


Стихотворения князя Олега Константиновича Романова

* * *

В моей душе есть чувства благородные,
Порывы добрые, надежды и мечты;
Но есть в ней также помыслы негодные,
Задатки пошлые, ничтожные черты.

Но я их затопчу, и с силой обновленною
Пойду вперед с воскреснувшей душой;
И пользу принесу работой вдохновенною
Моей отчизне милой и родной.


* * *

О, дай мне, Боже, вдохновенье,
Поэта пламенную кровь.
О, дай мне кротость и смиренье,
Восторги, песни и любовь.

О, дай мне смелый взгляд орлиный,
Свободных песен соловья,
О, дай полет мне лебединый,
Пророка вещие слова.

О, дай мне прежних мук забвенье
И тихий, грустный, зимний сон,
О, дай мне силу всепрощенья
И лиры струн печальный звон.

О, дай волнующую радость,
Любовь всем сердцем, всей душой…
Пошли мне ветреную младость,
Пошли мне в старости покой.

                                          31 декабря 1908 г.


* * *

Остатки грозной Византии,
Постройки древних христиан,
Где пали гордые витии,
Где мудрый жил Юстиниан —

Вы здесь, свидетели былого,
Стоите в грозной тишине
И точно хмуритесь сурово
На дряхлой греческой стене…

Воспряньте, греки и славяне!
Святыню вырвем у врагов,
И пусть царьградские христиане,
Разбив языческих богов,

Поднимут крест Святой Софии,
И слава древней Византии
Да устрашит еретиков.

                                                    1910 г.

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть